Тамара Озрокова
«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Музыкально-литературное мероприятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
”День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады”
Литературно-музыкальное мероприятие в подготовительной группе
Цель, задачи: Прививать чувство гордости за своё Отечество; расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма; обогащать знания детей о героическом прошлом своей страны; активизировать словарь; развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов, исполнении песни.
Публикация «„День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады“, Музыкально-литературное мероприятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Литературная деятельность
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Оборудование: стенд и лэпбук по теме ООД; мультимедиа: слайды, видео и аудио материалы; 2 игрушечных грузовика, 2 корзинки с игрушечными продуктами, дерево, ленточки; построенный из модулей «город».
ООД: Дети входят в зал под музыку Марш "Ленинград муз. В Рунова", рассаживаются.
М / р: Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить о подвиге защитников Ленинграда. 80 лет назад, 27 января 1944 года была снята блокада, и город был освобождён от немецких захватчиков. (Слайд 1)
Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро фашисты оказались рядом с городом Ленинградом. Враг хотел его завоевать, но город превратился в крепость. (Слайд 2)
Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами (ежами, оплетены колючей проволокой, все окна заклеивали бумагой. Ребята, как вы думаете, зачем это делалось? (предположения детей) Вы правы - чтобы при обстрелах стекла не разбились и не осыпались, а осколки не могли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон. (Слайд 3)
В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. И длилась эта блокада 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.
М / р: Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)
Вот здесь у нас находится город, собранный из конструкторов. Встанем вокруг него, и возьмемся за руки. (Дети становятся в круг) Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Никто не мог ни войти в город, ни выйти из него.
Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Самым вкусным, сладким для них была не конфета, ни пирожное, а крошечный кусочек хлеба. (Слайд 4)
Стихотворение «Я вспоминаю хлеб блокадных дней» Л. Хямелянина
"Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед.
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой, колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали" (Слайд 5)
М / р: (держит в руках тарелку с хлебом): Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственный продукт питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка была дороже всего в то голодное время.
Рассматривание и обсуждение слайдов
М / р: А теперь мы отдохнём,
Физминутку проведём.
Физкультминутка
В осеннем тумане, (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу. (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками, (Отводят руки влево)
Строг и красив, (Отводят руки вправо)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив.
В блокадные дни, (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу,
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Город врагу!
М / р: Но несмотря на блокаду, на трудности, в Ленинграде работали детские сады. (Слайд 6) Там детям давали не только хлеб, но и кашу, которую варили из цветочной травы. Взрослые в детских садах делали всё возможное, чтобы дети выжили: устраивали им новогодние и спортивные праздники, экскурсии. Водили детей на прогулку, если было тепло. Воспитатели, где могли, доставали игрушки для детей, сами их мастерили из тряпок и лоскутков. Вот такие игрушки были в те тяжелые времена. (Слайд 7)
М / р: Еще дети помогали носить воду с Невы, так как водопровод не работал. (Слайд 8)
Стихотворение «По воду» Варвара Вольтман-Спасская.
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка.
Я привезу тебя домой.
М / р: Ярким примером отваги ленинградцев было спасение зоопарка. (Слайд 9) Он проработал всю блокаду, только несколько месяцев был закрыт. Нечеловеческими усилиями сотрудниками зоосада были спасены многие животные.
Рассматривание и обсуждение слайдов
М / р: Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землей – шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. (Слайд 10) Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали Дорогой жизни». По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин.
Ребёнок: Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
М / р: Ребята, мы сейчас представим себя шоферами, которые доставляли продукты в город. Постараемся доставить продукты в город.
Эстафета «Доставь продукты до места назначения» 2 участника. По залу стоят ориентиры, в одном конце зала корзина с продуктами, по очереди подъезжают к корзине, грузят продукты и обратно возвращаются, стараясь не задеть ориентир.
М / р: Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А солдаты советской армии делали все возможное, чтобы освободить город. И наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944 года. По радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» (Слайд 11) Вечером над освобождённым городом прогремел праздничный салют!
Стихотворение «Такого дня не видел Ленинград» читает ребёнок
Ребёнок: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди (В. Рождественский)
М / р: Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. (Слайд 12)
На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо» (Слайд 13)
Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище, где горит вечный огонь.
В честь обороны города создан «Зеленый пояс славы». Один из памятников «Зеленого пояса славы» – «Цветок жизни» Он посвящен детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми. В мирное время появилась такая традиция – завязывать ленточки оливкового цвета на березку в память о погибших детях. (Слайд 14)
М / р: Давайте и мы в память о погибших детях завяжем ленточки на нашем дереве.
Дети завязывают ленточки
М / р: Многие ленинградцы и дети, оборонявшие свой город во время блокады, были награждены медалью «За оборону Ленинграда» (Слайд 15)
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой». Мы никогда не забудем тех, кто выстоял в те страшные годы. И будем всегда помнить о погибших, кто не сдал свой город врагу.
Почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания.
Минута молчания.
Дети читают стихи:
1. Давайте сейчас вместе вспомним, ребята,
Те страшные дни и года,
Когда враг пришел – началась блокада.
Мы их не забудем уже никогда.
2. Давайте вспомним о блокаде.
О ней никак нельзя забыть:
Тревожные те дни и ночи,
Что довелось вам пережить.
3. Тех, кто погиб под вражеским обстрелом,
С тобою мы запомним навсегда.
Боролись вы, чтоб одержать победу,
Чтоб не было фашизма никогда.
Песня «Родина у каждого одна» О. Макасеевой
М / р: Наша встреча, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады подошла к концу. Всем спасибо.