Лариса Волкова
«День народного единства». Конспект интегрированного занятия с детьми старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
День народного единства
5–7 лет
Программное содержание:
1. Воспитывать любовь к Родине, гражданские и патриотические чувства.
2. Познакомить детей с праздником «День народного единства».
3. Расширять представления детей о явлениях социальной жизни.
4. Развивать и обогащать речь дошкольников; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
5. Развивать сообразительность.
Публикация «„День народного единства“, Конспект интегрированного занятия с детьми старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Материал и оборудование: Карта России; символика России; иллюстрации народов России в национальных костюмах; лист ватмана, на котором изображена территория России; цветная бумага, простые карандаши, принадлежности для аппликации.
Предварительная работа: Беседы о России с рассматриванием иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе России, чтение художественной литературы, разучивание стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, о какой стране сегодня мы будем говорить.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. (П. Синявский)
Дети: На занятии мы будем говорить о России.
Воспитатель: Верно. Велика и прекрасна наша страна (показываю ее на карте). Такая большая наша Россия, что в одно и то же время на севере холодно, а на юге жарко, на западе утро и дети идут в детский сад, а на востоке уже вечер и дети уже пришли из детского сада и смотрят «Спокойной ночи, малыши!» У России есть свои отличительные символы. Назовите их и покажите.
Ребенок: У России есть свой флаг.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – это чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак-
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Дети: Еще главным символом нашей страны является герб.
Воспитатель: Почему две головы орла на гербе?
Дети: Две головы орла говорят нам, что он смотрит во все стороны нашей огромной страны и видит все, что происходит вокруг.
Воспитатель: Да, орел смотрит вперед, чтобы Россия развивалась, а назад, чтобы к России не подобрались враги. На территории России много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Это ее богатства.
Ребенок: Родина наша – это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша – это наш дом,
Где мы все вместе дружно живем.
Воспитатель: Россия – какое прекрасное, звучное слово! Россия – наша Родина. Сейчас я вас попрошу подобрать красивые и нужные слова к слову Родина.
Игра «Подбери красивые слова»
Дети подбирают эпитеты к слову «Родина» (большая, необъятная, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая).
Воспитатель: Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций). И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками. Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени - храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. И вот наступил долгожданный день : вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
Дети: Они смелые, храбрые, сильные, стойкие люди, любящие свою Родину.
Воспитатель: В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях устраиваются народные гуляния. Давайте и мы, ребята, все вместе дружно поиграем в русскую народную игру.
Игра «Защита укрепления».
Воспитатель: Русские люди любят свою Родину и всегда защищали ее от врагов и знали, что это можно сделать только когда «Один за всех, а все - за одного!» А сейчас я предлагаю вспомнить мудрые пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Дети:
- Один в поле не воин.
- Дружно за мир стоять – войне не бывать.
- Миром дорожить – людям долго жить.
- Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
- За край свой насмерть стой.
- Тот герой кто за Родину горой.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Жить - Родине служить.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много поговорок знаете. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. А сейчас мы с вами проведем акцию «Мы - вместе!». Но прежде, чем приступить к работе, мы сделаем разминку для пальчиков.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
На горе мы видим дом ( сложите домик из ладоней: все пальчики соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней «бутон»).
Окружает все забор (нарисуйте в воздухе зигзагообразную линию).
За забором чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).
К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу).
В дверь стучимся: тук – тук – тук (стучим кулаками по столу).
Кто – то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете).
Воспитатель: А теперь мы обведем свои ладошки на цветной бумаге, вырежем их силуэты и приклеим на большой общий лист, на котором изображена карта России. Расположить силуэты своих ладошек нужно рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит - непобедимы!
(Звучит русская народная мелодия. Дети обводят ладошки на белой, синей и красной бумаге, вырезают, затем располагают и наклеивают силуэты на изображении карты России в виде государственного флага).
Воспитатель: В России живут разные народы, у каждого свои язык, сказки, обычаи, наряды, музыка, песни, танцы, игры. А Родина – Россия у всех одна.
1 Ребенок: Россия… Как из песни слово –
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
2 ребенок: Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
3 ребенок: Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь».
Воспитатель: Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!
Главное, мы с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
"День народного единства" (рекомендации для родителей)
Цель. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.
Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины.
Для осуществления образовательной деятельности по теме рекомендую родителям :
1. Рассмотреть с детьми символику нашей Родины: гимн, герб, флаг. Рассмотрите их, Пусть ребёнок расскажет о них, дополняйте рассказ, расширяйте знания.
2. Побеседуйте с ребенком о нашей Родине и предложите ответить на следующие вопросы.
• Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация.)
• Какие народы живут в России? (В России живут разные народы, но основное население – русские.)
• Как называется главный город нашей страны? (Главный город нашей страны – Москва. Это столица нашей Родины.)
• На какой реке стоит столица? (Москва стоит на Москва-реке.)
• Какие еще города есть в России? (Санкт-Петербург, Коломна, Зарайск, Рязань, Новгород).
• Какие реки есть в России? (Волга, Дон, Лена, Енисей, Обь.)
3. Помогите ребенку объяснить смысл поговорки «Человек без Родины что соловей без песни». (У каждого человека есть Родина, которую он любит и скучает по ней, когда находится далеко от нее.)
4. Объясните, что береза – символ России.
О Москве:
1. Прочитайте ребенку текст о Москве.
Москва – столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, наш президент. Сердце Москвы – Кремль и Красная площадь. В Кремле на Спасской башне установлены главные часы России – Кремлевские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.
2. Подготовьте с ребенком пересказ текста, предварительно задав вопросы.
3. Выучите с ребенком отрывок из любого стихотворения («Наша Родина», Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Поезжай за моря-океаны»). Поработайте над четкостью дикции, выразительностью речи, произношением звуков.
4. Предложите сыну или дочери сделать иллюстрацию к любому из этих произведений.
Литература:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2010.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М. : 2010.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. : 2009.
5. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Москва: ТЦ Сфера, 2015.
6. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.