Наталья Николаевна Дорофешина
Декоративно-прикладное искусство как фактор социализации обучающихся с нарушениями слуха (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В. В. Путин, обращаясь в декабре 2016 года с ежегодным Посланием к Федеральному собранию, коснулся и вопросов образования детей: «Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя».
По его мнению, необходимо сделать так, чтобы у ребят, независимо от их местожительства и достатка в семье, включая детей, имеющих особые образовательные потребности, были равные возможности «для успешного жизненного старта». Выпускник должен уметь использовать базовое образование в новых условиях, в ситуации выбора и перемен, быть готов к овладению и смене профессий. Поэтому одной из стратегических целей нашего образовательного учреждения является повышение качества и доступности образования и воспитания.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как фактор социализации обучающихся с нарушениями слуха (из опыта работы)» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно у тех, у кого нарушена речь, слух, мелкая моторика, декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности.
В последнее время в данном направлении дополнительного образования детей-инвалидов в нашей школе сделано достаточно много.
В 2017-2018 учебном году значительно укреплена база учебных мастерских школы-интерната, а также закуплено оборудование для организации работы кружков декоративно-прикладной направленности, что позволяет вывести на качественно новый уровень работу по профориентации и предпрофессиональной подготовке воспитанников. Это стало возможным благодаря тому, что область стала победителем конкурсного отбора комплексов мер субъектов Российской Федерации, который проводился Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сумма гранта составляет 12,5 млн. рублей.
В настоящее время наша школа-интернат участвует в реализации Комплекса мер Тамбовской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении реализуется ряд программ дополнительного образования детей декоративно-прикладного искусства «Тряпичная кукла», «Мастерица», «Изонить», «Гончарное дело. Художественная обработка глины». Основные цели программ – подготовить детей к выполнению системы социальных ролей, которые им придется выполнять в обществе, создать условия для компенсации нарушений, вовлекать их в социокультурное пространство, развивать личность каждого ребенка. Дополнительным образованием по данному направлению охвачены 42% воспитанников школы-интерната. В школьной мастерской декоративно-прикладного искусства ребята осваивают аппликации, пластику, оригами, папье-маше, мозаику, декупаж, лепку, квиллинг, плетение, торцевание, свит дизайн, кукольное ремесло и многое другое. Все техники имеют современное направление декоративно-прикладного искусства, наделены множеством практичных функций и интерпретированы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Для работы в данных техниках используются различные виды материалов. Все материалы относительно дешевые и доступные для детей.
Многолетний опыт работы нашей школы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, показывает, что все знания необходимо связывать с практикой и реальными жизненными проблемами школьников. Для повышения эффективности образовательного процесса педагоги используют в своей работе современные образовательные технологии: проектная, проблемного обучения, здоровьесберегающие, исследовательской деятельности, интерактивного обучения (игра, деловая игра, ролевая игра, обучение в сотрудничестве, уровневой дифференциации, деятельностного обучения. При проведении уроков (занятий) создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируется инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
Для обучающихся с нарушениями слуха 8 – 11 классов в мастерской организована допрофессиональная подготовка, в ходе которой ребята изготавливают экспонаты для выставок, ярмарок, оформления школьного и домашнего интерьера, пополнения сувенирной копилки школы. Участвуя в трудовой деятельности, воспитанники школы-интерната приобретают позитивный социальный опыт. Они умеют создавать своими руками сувенирную продукцию, дарить свои поделки родным и близким, выстраивать межличностные отношения, создавать свой быт и содержательно организовывать свой досуг.
Предметные компетентности, заложенные через уроки декоративно-прикладного искусства и во внеурочной деятельности, позволяют обучающимся школы-интерната успешно проявлять себя в мероприятиях областного, межрегионального и Всероссийского уровней. Во всех мероприятиях дети отмечены наградами лауреатов и дипломантов: Международный конкурс декоративно - прикладного творчества «Пасхальное яйцо», первые места в областном конкурсе «На крыльях мечты», первые места в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Вдохновение», второе место в областном конкурсе «Православная культура Тамбовского края».
В заключение хочется отметить, что роль учителя трудового обучения заключается не только в том, чтобы дать детям с нарушениями слуха определенные умения и навыки, но и главное помочь им увидеть мир, почувствовать его красоту, вселить в обучающихся уверенность в своих силах и вызвать желания трудиться и заниматься любимым делом, совершенствовать и углублять свои познания в области декоративно-прикладного искусства.