Елена Фаттахова
Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение №237 ОАО «Ржд»
Доклад
Тема: «Современные образовательные технологии : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина»
Подготовила: Воспитатель Фаттахова Е. В.
Амазар 2019 год
«Современные образовательные технологии : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина»
Публикация «Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Палочки Кюизенера
- Темочки
Зачем нужны образовательные игровые технологии? На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС ДО появилась необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, которое бы выявляло и развивало творческие и познавательные (интеллектуальные) способности детей.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают средства и способы познания и общения, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Большое значение для развития детей имеет формирование у них познавательной деятельности.
Основной вид деятельности дошкольников - это игра. Именно в игре можно с помощью данных технологий развивать у дошкольников интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности.
Если учитывать, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит, а каждый ребенок хочет одного – играть, то именно данные развивающие игровые технологии будут интересны и для родителей, и для детей.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и развивающих игр Никитина.
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и игы Никитина – это особенные по своей эффективности пособия, которые помогают сформировать все выжные умения, особенно математические и логические. Для занятий с этими пособиями характерен ряд признаков, которые их объединяют:
к формированию задач для ребенка применяется индивидуальный подход, с учетом его личностного развития;
в обучении применяется комплексный подход;
все задачи решаются посредством игры, где присутствует общий сюжет и действует принцип постепенности, от простого к сложному;
в игре взрослый играет наравне с ребенком и также может ошибаться;
взрослый не подсказывает, а побуждает ребенка самому найти решение.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия. Палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:
• Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету).
• Познакомить с понятием величины, длины, высоты, (упражнять в сравнении предметов).
• Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда.
• Освоение прямого и обратного счета.
• Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших).
• Усвоить отношения между числами (больше - меньше на.)
• Познакомить со свойствами геометрических фигур.
• Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.
Еще один уникальный материал, который даёт возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения - это логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
Также игры Никитина - их главное отличие - это многофункциональность и безграничный простор для творчества.
Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.
Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:
Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
Большинство данных развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.
Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера,
блоков Дьенеша и игр Никитина разнообразит процесс развития познавательной активности детей повышает их интерес к образовательной деятельности. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение, становятся инициативны и самостоятельны в получении новых знаний.