Ирина Щетинина
«Цветная узнавай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Щетинина Ирина Владимировна
«Цветная узнавай-ка»
Проблема экологического образования сегодня волнует и ученых и педагогов. Как и чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне представление о месте человека в природе, о его роли в её сохранении?
Очень плодотворным для закладывания основ экологической культуры является дошкольный возраст. Ведь это период бурного развития ребенка, как физического, так и психологического, период, когда ребенок остро и живо интересуется окружающим его миром, миром природы и людей. Именно в этом возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающей среде, формируется отношение к людям и природе. Это обуславливает эффективность экологического образования на этапе дошкольного возраста.
Публикация «„Цветная узнавай-ка“» размещена в разделах
Для того чтобы воспитательная деятельность имела больший эффект, надо сделать её «незаметной» и интересной для детей. Как это сделать? И вот тут на помощь педагогу приходит игра – самый естественный и радостный для них вид деятельности.
Данная дидактическая игра была разработана с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Цель предлагаемых методических рекомендаций:
Оказать методическую помощь педагогам, занимающимся экологическим образованием и воспитанием детей через создание обучающей игры экологической направленности.
Задачи использования игр экологической направленности:
• Создание условий, способствующих приобретению экологических знаний и выработке практических навыков участия в предупреждении и решении экологических проблем.
• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
• Создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
• Выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
• Создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Игровые действия – это непосредственно сама игра. Чем они разнообразнее, тем успешнее решается дидактическая задача. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него.
Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.
Описание игры:
Дидактическая игра «Цветная узнавай-ка» предназначена для детей от 4 до 7 лет, при непосредственном участии педагога.
Данная разработка представляет собой разноцветное игровое поле с вращающейся стрелкой, цветные блоки и конверты (карточки) с заданиями.
Каждый цвет на игровом поле означает определенный тематический блок:
Красный – домашние и дикие животные;
Зеленый – цветы и деревья;
Синий – времена года;
Желтый – овощи и фрукты;
Белый – насекомые;
Оранжевый – птицы.
В каждом тематическом блоке содержатся конверты (карточки) с заданиями, которые нужно выполнить.
Пример конвертов с заданиями в красном блоке:
1 конверт - «Отгадайте, что за животное»
2 конверт- «Кто, где живёт?»
3 конверт - «Собери картинку»
4 конверт - «Чей хвост»
5 конверт - «Чей малыш»
6 конверт - «Чья тень?»
7 конверт - "Кто что ест"
8 конверт - «Назови одним словом»
9 конверт- «Загадки проживотных»
Правила игры
Крутим стрелку на игровом поле, стрелка определяет цвет, затем выбираем блок такого же цвета какой показала стрелка и берем из него конверты с заданиями.
Соответственно возрасту и по мере овладения детьми материалом заданий, задания можно усложнять, дополнять или заменять.
В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций.
1. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание.
2. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успех других. Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.
3. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия – внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности, взаимовыручку.
Тип отношений в игре обуславливает особенности ее организации, большую или меньшую самостоятельность и активность детей.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного обучения, дидактическая игра фактически продолжает его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире.
Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельно сюжетно-ролевые игры.
Использование игр в экологическом обучении помогает педагогам лучше передать детям конкретные представления о природе, сформировать положительный опыт гуманного отношения к живым существам.