Людмила Карепова
Конспект занятий для детей 2–4 года «Цветная неделя»
▼ Скачать +Заказ
Карепова Л. Ю. учитель дошкольного учреждения ” Raadiku”, г. Таллинн, 2017
В современном обществе большое значение приобрела наука-цветоведение. Ученые установили, что восприятие цвета и его применение очень важно в различных областях жизни.
Последние исследования российских и зарубежных ученых установили, что формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка. Поэтому очень важно проводить работу по всестороннему развитию личности ребенка с первых дней жизни, а педагогическому коллективу детского сада особое внимание обратить на ранний возраст детей.
Публикация «Конспект занятий для детей 2–4 года „Цветная неделя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Этот конспект включает в себя : Математику, Я и Среда, ИЗО, Язык и речь, Музыку, Подвижность, Артикуляционная гимнастика, Подвижные игры, Дидактические игры, Сенсорные игры, Дыхательную гимнастику и Пальчиковую гинастику.
Задачи:
образовательные:
обогащать, уточнять и активизировать словарный запас по данной теме, расширить кругозор в цветовой деятельности.
развивающие:
развивать диалогическую речь детей;
работать над развитием памяти, воображения, внимания, эмоциональной сферы.
закреплять навыки работы с кистью.
развивать мелкую моторику кистей рук.
воспитательные:
расширять и закреплять представления детей об основных цветах.
Цель:
научить детей различать и называть цвета и оттенки, понять значение цвета, использовать цвета в изобразительной деятельности.
Материалы:
Наглядный материал разных цветов,
Винни — Пух,
игрушки,
воздушные шары,
мячи,
пластилин,
мнемотаблица,
различные игры,
материал для опыта.
Ход работы:
Основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий) делим на 4 дня, а в пятницу (5 день) закрепляем свои знания обо всех цветах. Перед занятиями готовим наглядный материал одного цвета на один день. Так же на каждый день нужно выбрать гимнастику.
«Дыхательная гимнастика»
«Воздушный шарик»
Предложите ребенку лечь на пол и положить руки на животик, представив, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь медленно надуваем шарик, т. е. животик, а после того, как мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – шарик сдуваем. Выполнять это упражнение можно вместе с малышом, повторяя 5 раз.
«Пальчиковая гимнастика»
«Мишка».
- Мишка топает ногой,
- Мишка топает другой,
- Ух, как веселится
- В доме половица!
Топаем "ножками" - пальчиками.
- А пока танцует Мишка,
- Мы похлопаем в ладоши.
- Вместе с лисонькой-плутишкой
- Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.
«Артикуляционная гимнастика»
«Вкусное варенье».
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
1 день (синий) :
«Индивидуальное развитие»
«Четвёртый лишний». Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.
«Я и среда» :
1) Знакомство с цветом.
Ребята, вы любите сказки? Тогда послушайте историю о мишке, который любил рисовать.
Жил-был мишка по имени Винни-Пух. Она очень любила рисовать. В день его рождения его друзья подарили ему набор: альбом, кисточку и краски гуашь. Посмотрите, вот какие там были цвета. Назовите их: желтый, красный, синий и зеленый. Сколько кисточек подарили Винни-Пуху? (одну) Сколько красок подарили? (много).
- Я кисточка не простая, а волшебная. Я научу тебя рисовать, при условии, что ты, Винни, будешь думать, стараться и не будешь лениться.
- Подумаешь, волшебная – сказала мишка. Я за нее еще и думать буду, стараться и не лениться. Вот еще! Если ты волшебная – сама подумаешь и нарисуешь все правильно! А я и так все знаю и умею.
- Ах, так – сказали кисточка услышав такие слова – я не стану помогать тебе глупый мишка, я на тебя обиделась. Рисуй сам, как знаешь. Посмотрим, что у тебя получится.
Винни-Пух принялся за работу. У него получилась вот такая картина.
2) Вопросы детям + дидактическая игра.
Дидактическая игра «Исправь ошибку мишки»
Ребята, посмотрите внимательно, все ли правильно нарисовала Лена? Где она допустила ошибку? (задаём вопросы по определёному цвету и количество вопросов зависит от возраста детей)
Например:
1. Небо бывает зеленым? А каким оно бывает (синим)
2. Солнце синее? А какое солнце (жёлтым)
3. Ягодки малины получились зелёные. Какие бывают малинки (красная)
4. Трава на картине Винни белая. Что неправильно (зелёная)
и т. д.
Вот сколько ошибок допустила наш мишка. Ребята, поможем ему исправить ошибки и помириться с кисточкой? Давайте составим новую картину. (Дети по одному выходят к учителю и выбирая силуэт нужного цвета, составляют новую картинку).
Вот теперь вы запомнили, какими цветами нужно было нарисовать картину. Вы справились потому, что многое знаете, хорошо думали и старались. Запомни Винни-Пух - любому делу учиться надо. Помирись и подружись со своей кисточкой и учись рисовать.
«Музыка»
Знакомство с детской песней «Учим цвета с весёлой песенкой»
Белый цвет — это белое оконцо,
Жёлтый цвет — это жёлтое солнце,
Синий цвет, как синий цветочек,
А зелёный — зелёный листочек.
Это голубой — голубое небо,
Это коричневый — корочка хлеба,
Это красный — красный карандашь,
Это серый, как котёнок наш.
Розовый — это розовая хрюшка,
Чёрный, как наша чёрная игрушка.
Ярко рисует оранжевая ручка,
Небо закрыла фиолетовая тучка.
Вверх по радуге пойдём, вместе все цвета споём :
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
Голубой, синий, фиолетовый- Радуга!
2 день (зелёный) :
«Индивидуальное — сенсорное развитие».
«Подбери пару по цвету!». Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету : Посмотри: это домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку. (приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением синей машинки) Такая картинка? Нет не такая. (приложите к красному домику красную машинку) Такая картинка? Да, такая! Красный домик и красная машинка. А вот синий домик и синяя машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для сравнения цвета, а затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце игры. Игру можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая количество цветов в игре.
«Математика» :
Учитель. Сегодня мы пойдем в гости к нашим друзьям, а к кому вы сейчас узнаете.
«Неуклюжий, косолапый,
Когда спит, сосёт он лапу,
Ест малину, любит мед.
А зовут его?» (мишка).
Учитель. Правильно, это мишка — наш Винни-Пух, чтобы к нему дойти нам нужно будет пойти по длинной дорожке. ( на полу лежат две дорожки: длинная – зеленого цвета и короткая – красного цвета).
Учитель. А пойдем мы по длинной дорожке, какая из двух дорожек длинная - красная или зеленая? (Зеленая.)
Раскладываю зеленую ленту: один ее конец - около ног детей, другой - у ширмы с изображением домов. Дети идут за учителем вдоль ленты и подходят к ширме.
Учитель. Шли мы, шли и пришли к домику нашего друго- мишки.
Учитель. Что то наш дружок сегодня грустный, давайте узнаем. Что случилось. Ребята, ему нужна наша помощь. Его друг Топтышка, прислал ему игрушки, вот они, но они перепутались и потерялись. Теперь он не знает где его новые игрушки ( показываю игрушки: 2 машины, кубики, шары разного размера и цвета). Поможем?
Показываю игрушки и спрашиваю:
Учитель. Что это? Правильно шарик.
А какой он большой или маленький?
А какого цвета маленький шарик?
Ищим игрушки нужного (зелёного) цвета.
Учитель. Ребята, какие вы молодцы, мишка говорит вам спасибо за помощь.
Ребята, вам понравилось играть? (дети делятся своими впечатлениями). Что делали, чем занимались? (искали домики для фигур по цвету, подбирали по размеру игрушки).
«Подвижность» :
«Мой веселый звонкий мяч»
(Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста — Тимофеева Е. А.)
Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание: Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Учитель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:
Мой
Веселый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Красный,
Желтый,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
С. Маршак
Затем учитель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
Указания к проведению. При повторении игры учитель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты.
Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.
«Развивающая игра» с помпонами. Нужно помпоны распределт поцвету в нужные тубу (от туалетной бумаги).
3 день (красный).
«Индивидуальное развитие».
Дидактическая игра «Собери клумбу с цветами».
На столе образец цветка и тарелочка с деталями из которых будут собирать цветок. После ребёнок собирает из частей клумбу с цветами.
«Язык и речь».
Учитель. Дети а вы знаете, что наш мишка любит кушать? Ягоды. А вы знаете какие?
Мишка хочет вам рассказать стишок о своих любимых ягодках. Давайте послушаем.
Ставим перед детьми мнемотаблицу со стихом.
Малина – ягода сладкая,
Смородина – ягода кислая,
Клубника – ягода вкусная,
И каждая ягода – красная.
(М. Китаева)
(Таблица есть, но сюда не получается загрузить)
Скажите дети, почему Винни — Пух любит эти ягодки? Потому что — красные.
Давайте вместе с мишкой выучим стишок и дома маме с папой мы его расскажем.
«Подвижность»
«Подпрыгни до ладони»
(Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста — Тимофеева Е. А.)
Учитель зовет к себе то одного, то другого ребенка и предлагает подпрыгнуть повыше, чтобы достать головой до его ладони.
Указания к проведению. Упражнение выполняется индивидуально с каждым ребенком. Руку надо держать на небольшом расстоянии от головы ребенка. Если малыш подпрыгивает до ладони без затруднения, воспитатель может поднять ее повыше. Упражнения в подпрыгивании должны выполняться в легкой обуви (тапочках, чешках).
Можно предложить малышам попрыгать как мячики или как зайчики. В таком упражнении могут участвовать несколько детей. Учитель показывает и подсказывает, что надо повыше подпрыгивать и мягко опускаться на пол.
Подвижная игра «Медведь и дети»
Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого. Вызывать удовольствие от совместных действий. Поощрять самостоятельность детей.
Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Взрослый произносит текст:
«Мишка по лесу гулял, Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал, Сел на травку, задремал».
Медведь ходит по группе и Делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспита тель говорит:
«Стали деточки плясать, Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать. Наших деток догоняй».
Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.
4 день (жёлтый)
«Индивидуальное развитие».
Лепка. Прием лепки: «Отщипывание»
«Исскуство — лепка»
«Покормим птиц»
Цель занятия : Продолжатьзнакомить с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькиекусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Материал: Тесто, поднос илиподкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Если игрушечныхптиц нет, можно приготовить картинку с изображением птиц.
Прием лепки: «Отщипывание»
Ход занятия : Начните занятие с игры. Покажите игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите покормить их крошками. Почитайте стихи. Можно включитьпесенку про птиц, или звуки птиц. Дайте малышу небольшой кусочек теста— это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки— это «крошки». Предложите малышу отщипывать крошки и складывать их наподнос или доску, чтобы получилось много «крошек»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки.
«Ко-ко-ко! ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите!»
– Посмотри, к нам прилетели птички, они кушать хотят. Давай покормим их.
– Что любят кушать птички? – Правильно хлебушек, давай покрошим им хлебушка.
Яркие, пушистые,
Жёлтые комочки –
Маленькие деточки
Нашей пёстрой квочки.
Словно одуванчики,
В маленьком лукошке.
Клювики раскрытые
Просят хлеба крошки.
Я возьму тихонечко
Золотое чудо,
Я цыплёнка – лапочку
Обижать не буду.
– Посмотри, как птичкам нравится наше угощенье. Обыграйте результатработы ребенка — покажите, как птицы клюют крошки, благодарят.
– Птички говорят нам спасибо.
– Вот они поели и улетели. До свиданья птички.
«Музыка»
Знакомство с детской песней «Учим цвета с весёлой песенкой»
Белый цвет — это белое оконцо,
Жёлтый цвет — это жёлтое солнце,
Синий цвет, как синий цветочек,
А зелёный — зелёный листочек.
Это голубой — голубое небо,
Это коричневый — корочка хлеба,
Это красный — красный карандашь,
Это серый, как котёнок наш.
Розовый — это розовая хрюшка,
Чёрный, как наша чёрная игрушка.
Ярко рисует оранжевая ручка,
Небо закрыла фиолетовая тучка.
Вверх по радуге пойдём, вместе все цвета споём :
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
Голубой, синий, фиолетовый- Радуга!
«Дидактическое упражнение»
«Вот как солнышко встает»
Вот это круг. Желтого цвета. Это будет наше солнышко. Возьмите в руки желтый круг.
Вот как солнышко встает.
Выше, выше, выше.
(Поднять руку с солнышком вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Медленно присесть на корточки, руку опустить на пол)
Хорошо, хорошо.
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши)
5 день
Повторение всех пройденных цветов. Используем наглядный материал за все 4 дня.
В заключение «Цветной недели» проводим опыт:
«ДЕЛАЕМ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЦВЕТЫ»
Благодаря этому эксперименту ребенок сможет наблюдать движение воды в растениях.
Вам понадобятся:
- любые цветы с белыми лепестками (например, белые гвоздики)
- емкости для воды
- пищевые красители разных цветов
- нож
- вода
План работы:
1. Наполните емкости водой.
2. Добавьте в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.
3. Отложите один цветок, а остальным цветам подрежьте стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т. к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
4. Поместите по одному цветку в каждую емкость с красителем.
5. Теперь возьмите тот цветок, что вы отложили. Разрежьте (расщепите) его стебель вдоль от центра на две части. Повторите с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого пометите одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета (например, красным).
6. Остается ждать, пока окращенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. По времени это займет около 24 часов (для полного окрашивания, но нам понадобится 3-4 часа. В конце эксперимента не забудьте обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки, чтобы увидеть путь воды.
Объяснение опыта:
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка
Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
Спасибо за внимание!