гончарова светлана
Конспект занятия «Что такое добрый человек»
Цель:
Формирование у детей понятий «доброта», «добрые дела», «добрый человек».
Задачи:
• совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции;
• формировать потребность в совершении добрых дел и поступков;
• способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать, делать выводы;
• воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы.
Материал:
- подборка стихов Н. Найденовой «Ничего тебе не дам», Игоря Мазнина «Давайте будем дружить друг с другом»;
- клубочек шерстяных ниток яркого цвета.
Предварительная работа:
чтение сказок и рассказов Осеевой, Н. Носова, Л. Толстого,
разучивание пословиц, поговорок о добре,
рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями, составление рассказов о добрых поступках.
Ход занятия
- Ребята, я услышала сегодня интересное стихотворение про мальчика Витю. Написала это стихотворение Н. Найденова, а называется оно «Ничего тебе не дам». Послушайте, пожалуйста.
Есть у Вити мячик новый,
Конь, гармошка и ружье.
Держит он свои игрушки
И твердит: «Мое! Мое!».
Говорит ему Наташа:
- Есть матрешка у меня.
Разреши моей матрешке
Сесть на твоего коня.
Хочешь, дам тебе посуду?
Хочешь, с мишкой поиграй.
Витя ей сказал: - Не буду!
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во все играю сам.
- Ребята, что вы скажете про этого мальчика? Какой Витя? Я вам прочитала стихотворение не до конца. Как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Ответы детей).
- А вот, что пишет Н. Найденова в конце своего стихотворения:
Есть у Вити балалайка,
Барабан, ружье и слон.
Есть машина, серый зайка…
Отчего ж скучает он?
Все, что только захотите,
Вы найдете у него,
Но товарищей у Вити
нет ни одного!
Скажите, почему плохо быть жадным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (Посоветовали бы быть добрее).
- Ребята, а что значит быть «добрым»? Какой он – «добрый» человек?
(Внимательный, отзывчивый, любящий, заботливый, щедрый, ласковый).
- А если мы говорим «недобрый», значит какой?
(Злой, жадный, равнодушный).
- А знаете ли вы добрые слова? Давайте проверим и поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну, а вы закончите:
- Растает даже ледяная глыба
от слова тёплого? (Спасибо.)
- Зазеленеет старый пень,
когда услышит? (Добрый день.)
- Если тебя ругают за шалости,
надо сказать? (Простите, пожалуйста.)
- Если друг попал в беду? (Помоги ему.)
- Решай споры словами, а не? (Кулаками.)
- Где б мы ни были, на прощание
говорим всем? (До свидания.)
- Молодцы, вы знаете много добрых слов. А ещё добро можно почувствовать. Как вы думаете, как это можно сделать? (предположения детей).
Предлагаю вам каждому по очереди сказать друг другу добрые слова. У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Кириллу и скажу ему: «Кирилл, я очень рада тебя видеть сегодня в детском саду».
- Кирилл, передай «клубочек дружбы» дальше, но при этом скажи добрые слова следующему ребенку.
Упражнение «Скажи доброе словечко».
- Ребята, думаю, что каждому было приятно услышать в свой адрес добрые слова.
А сейчас для вас небольшой сюрприз. Знаю, что вам очень нравятся замечательные веселые песни в исполнении детской группы «Барбарики». Предлагаю не только послушать, но и потанцевать.
Веселая физкультминутка с видеороликом песни «Что такое доброта» в исполнении группы «Барбарики».
- Ребята, а вы умеете совершать добрые поступки? Сможете отличить добрые поступки от нехороших? (Ответы детей.)
Игровое упражнение «Добрые поступки». (Пособие Ларисы Фесюковой «Уроки доброты»).
Дети рассматривают иллюстрации пособия «Уроки доброты», рассказывают о сути изображенных ситуаций, предлагают варианты положительных поступков. Примеры ситуаций:
• птенец выпал из гнезда;
• дети не играют с больным мальчиком;
• голодная бездомная кошка сидит около дома;
• внучка помогает бабушке печь пирожки;
• дочка подает тапочки пришедшему домой папе;
• встреча гостей с хлебом и солью;
• мальчик успокаивает плачущую девочку в детском саду;
• поссорившиеся мальчик и девочка мирятся;
• мальчик преподносит букет цветов девочке;
• мальчик делится конфетами с жадным другом;
• дедушка на ночь читает книжку внукам.
- Молодцы! Правильно оценили поступки.
- Ребята, еще раз хочу услышать от вас, а что такое доброта? Что значит быть добрым? (Ответы детей.)
Добавлю, что доброта – это помощь не только людям, но и животным и растениям. Добрый человек относится с добром ко всему живому. Послушайте замечательное стихотворение поэта Игоря Мазнина «Давайте будем дружить друг с другом»:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица - с небом, как поле - с плугом,
Как ветер - с морем, трава - с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
- Ребята, я уверена, что вы будете совершать только добрые поступки, дарить добро друг другу и всем окружающим, жить в дружбе и согласии.