Папки-передвижки

Родительское собрание в 4 классе «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?»

Ольга Ляшенко
Родительское собрание в 4 классе «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?»
▼ Скачать +Заказ

Родительское собрание в 4 классе по теме “Что такое дисграфия и

как помочь ребёнку-дисграфику?”

Дата проведения: 4.10.2023г.

Присутствовали родители 4 класса ГБОУ СОШ № 10 г Сызрани.

Подготовила и провела учитель-логопед Ляшенко О. И.

Цель: ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся.

Задачи родительского собрания:

Публикация «Родительское собрание в 4 классе „Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?“» размещена в разделах

Образовательные: познакомить родителей с терминами «дисграфия»; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии.

Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений письменной речи.

Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.

Информационные: дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Перечень нормативно-правовых, информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по данной теме:

Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», №2 от 14.12.2000г.

Инструктивно-методическое письмо Министерства РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой» 1996г.

Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб., 2004.

Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М. 1972

Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М. 2003

Спирова, Л. Ф., Ястребова, А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. М. 1988

Мазанова Е. В. М12 Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е. В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

Мазанова Е. В. М12 Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда / Е. В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 128с.

План:

1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Что такое дисграфия».

2. Практическая часть: знакомство с методами работы, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

3. Подведение итогов.

Ход собрания:

1. Уважаемые родители! С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Логинова Е. А. выделяет 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д., а также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т. д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук", повторение букв и (или) слогов, контоминация - в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Ошибки на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у.

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т. д., добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, зеркальное написание букв.

2. Практическая часть: знакомство с методическими приемами, направленными на совершенствование речевой функции ребенка.

Для формирования полноценных навыков письма, необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься ежедневно, даже если занятие будет длиться 10-15 мин. Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, чтобы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, чтобы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать.

Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше.

При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:

1). Во время письма проговаривать слова вслух.

У взрослого человека сформирован рефлекс «проговаривания про себя» во время письма. Сами того не замечая, когда мы пишем, то выполняем движения языком. Если во время письма, язык зажать между зубами, мы будем допускать ошибки. У ребенка такой рефлекс еще не сформирован, поэтому ему обязательно нужно писать, проговаривая слова вслух.

2). Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.

3). Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

4). Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных, делим слова на слоги, ставим ударение.

5). Выделяем орфограммы.

Важно, чтобы ребенок сам нашел допущенные ошибки. Отметьте на полях простым карандашом строчки, на которых ваш ребенок допустил ошибку. Одна «галочка» - одна ошибка. Если ученик не нашел ошибку, поставьте метку над словами с ошибками.

В случае, если ребенок и на этот раз не видит ошибку, напишите на отдельном листочке слово правильно и дайте ребенку сверить с образцом.

3. Подведение итогов.

1. Выбрать игры и задания, которые понравились родителям на собрании.

2. Принимать активное участие родителям в выполнении различных заданий и упражнений.

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, развивающей игрой или поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание!

Рекомендации родителям

Упражнения и задания для коррекции

письменной речи

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

"Вглядись и разберись" Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста, если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот ". ", а во- вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая ". ", вторая ". ", соединенные союзом "и"".

«Пропущенные буквы» Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ыЛариосик __к__зал__я п__ед__те__е. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__тб__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ийве__сел__й на с__мь__ес__т п__тьты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__нымма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__моб__аз__мб__лис__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шинбрау__инг

Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Что такое старший дошкольный возраст?» Цели:познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи:- познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Родительское собрание «Что такое логопункт?» Родительское собрание «Что такое логопункт? 1 слайд Здравствуйте уважаемые Родители, меня зовут Наталья Алексеевна. Я являюсь учителем-логопедом.

Родительское собрание «Что такое математика?»Родительское собрание «Что такое математика?» Родительское собрание «Что такое математика?» воспитатель Радостева Н. М. Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов.

Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе» Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные.

Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе Оценки. Как к ним относиться? Уважаемые т. родители! Совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в 1 класс. Каждый из вас.

Родительское собрание в 1 классе «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия» Родительское собрание Тем: «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия. Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы.

Родительское собрание в 4 классе «Неразлучные друзья — родители и дети» Родительское собрание в 4а классе "Неразлучные друзья – родители и дети" Л. Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 1. Вступление.

Родительское собрание в подготовительной группе «Что такое игра?» I.Уважаемые родители! Приглашаем вас стать участниками специальной образовательно-игровой программы для родителей, чьи дети идут «первый.

Родительское собрание в 3 классе «Эти трудные домашние задания!» Учитель начальных классов: Щоголева Инна Евгеньевна. Школа: г. Керчь ГБОУРК «КУВКИ ЛИ» Класс: 3 Родительское собрание: «Эти трудные домашние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в 4 классе «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?»
Опубликовано: 4 октября 2023 в 10:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в 4 классе «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ляшенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД