Наталья Васильева
«Что лучше — копить или тратить?» Мероприятие по финансовой грамотности в детском доме для детей 7–9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение финансовой грамотности воспитанников, проявления ответственного отношения к личным финансам, воспитывать бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги, умение работать в коллективе.
Вступление воспитателя (Сл. №1)
Быть финансово грамотным человеком в 21 веке так же важно как умение читать и считать. Как сказал Роберт Кийосаки " Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным".
Публикация «„Что лучше — копить или тратить?“ Мероприятие по финансовой грамотности в детском доме для детей 7–9 классов» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
С чего же начинается финансовая грамотность? Запомните одно простое правило: либо деньги работают на вас, либо мы работаем на них, третьего не дано!
(Сл. №2)Вопрос о том, как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных в современной жизни. Многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Из истории денег. (Сл. №3)
Деньги. Их проклинают и прославляют, им радуются и плачут без них, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все.
А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились деньги? Как выглядели первые деньги? (Ответы детей)
(Сл. №4)До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.
(Сл. №5)Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов. Но у металлических денег оказались недостатки - они тяжёлые и занимают немало места. Но люди придумали выход - золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны.
(Сл. 6) При Екатерине II появились бумажные деньги, их еще называли «катенька».
(Сл. №7) Загадки
1. Люди ходят на базар: (Сл. №8)
Там дешевле весь (товар)
Там дешевле весь… (товар) Това
(Сл. №9) Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый
для обмена.
2. На товаре быть должна (Сл. №10)
Обязательно (цена)
(Сл. №11) Цена - это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке определенной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов продать свой товар.
3. Как ребенка нет без мамы, (Сл. №12)
Нету сбыта без … (рекламы)
Сбыта нет без (рекламы)
(Сл. №13) Реклама - это рекламное средство в виде наружных плакатов, щитов на обочинах дорог, световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном транспорте.
4. Чуть оплошаешь - так в тот же момент (Сл. №14)
Рынок захватит весь твой … (конкурент)
Рынок захватит весь твой… (конкурент)
(Сл. №15) Конкурент - человек, который конкурирует с кем-нибудь.
5. Коль трудился круглый год, (Сл. №16)
Будет кругленьким (доход)
Будет кругленьким … (доход)
(Сл. №17) Доход- деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого- либо рода деятельности.
6. Спи спокойно без тревоги, (Сл. №18)
Коль заплатил ты все. (налоги)
(Сл. №19) Налоги - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
Заплатил коль все (налоги)
Собирает НАЛОГИ Налоговая инспекция.
7. Дела у нас пойдут на лад: (Сл. №20)
Мы в лучший банк внесли свой (вклад)
Мы в лучший банк внесли свой (вклад)
(Сл. №21) Вклад – вложения денег, ценностей куда-нибудь.
8. На рубль – копейки, на доллары-центы, (Сл. №22)
Бегут – набегают в банке … (проценты)
Бегут - набегают в банке… (проценты)
(Сл. №23) Процент (от лат. procentum - за сто, сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3% от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных расчетах.
9. Мебель купили, одежду, посуду, (Сл. №24)
Брали для этого в банке мы (ссуду)
Брали для этого в банке мы… (ссуду)
(Сл. №25) Ссуда – юридический договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.
10. Приносить доходы стал (Сл. №26)
В банке – папин …. (капитал)
В банке папин… (капитал)
(Сл. № 26) Капитал – стоимость, которая в результате использования наёмной рабочей силы приносит прибавочную стоимость (самовозрастает).
11. Чтобы дом купить я смог, (Сл. №28)
Взял кредит, внеся (залог)
Взял кредит, внеся (залог)
(Сл. №29) Залог— один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обязательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю) недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право в случае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущества.
12. И врачу, и акробату (Сл. №30)
Выдают за труд (зарплату)
Выдают за труд… (зарплату)
(Сл. №31) Зарплата - законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.
13. В банке для всех вас висит прокламация: (Сл. 32)
Деньги в кубышках съедает (инфлянция)
«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
(Сл. №33) Инфляция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.
14. Чтобы партнеров не мучили споры, (Сл. № 34)
Пишут юристы для них (договоры)
Пишут юристы для них… (договоры)
(Сл. №35) Договор - соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица…
15. Стал владельцем, братцы, я - (Сл. №36)
Вот завода (акция)
(Сл. № 37) Акция - ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.
(Сл. № 38) Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег :
«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами»
(В. Брынцалов,
«Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица).
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому что «Копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому что «Деньги должны работать».
И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.
Что лучше — копить или тратить? Беседа. Ребята активно включаются в беседу.
Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной, если учесть следующие факторы:
(Сл. № 39) Что дает накопление?
- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;
- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;
- накопление дает возможность делать значительные приобретения.
Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;
- накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».
Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях
(во время беседы воспитанники высказывают свою точку зрения, приводят примеры).
(Сл №40) Что дает свободное распоряжение деньгами?
- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;
- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».
Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;
- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.
(Сл. №41) Экономические задачи.
(Сл. №42)
1. Вырастили зайцы две грядки моркови - всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!
(Сл. №43) Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены
обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей
попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину
моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать,
только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Пом
(Сл. № 44)
2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?
(Сл. №45) Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей, прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно – деньги!»
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
(Сл. № 46)
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
5. Старайтесь не «брать взаймы». Не очень хорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
6. Не играй в лотереи, азартные игры.
7. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
8. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
9. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.
10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
11. Старайтесь тратить деньги с умом. Взрослые зарабатывают деньги свои трудом.
12. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
13. Если вы в состоянии дать в долг — давайте и не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
(Сл. № 47) Экономическая задача
Воспитанники должны решить задачу, направленную на грамотный выбор товаров и услуг, представленных в рекламе (проспектах и объявлениях об акциях, скидках и т. д.).
Иван решил обновить свой гардероб и купить рубашку, брюки, джемпер. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 3000 рублей, которые ему нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей).
В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наш герой остановил свой выбор на следующих:
Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок) – магазин «Даровик»;
Скидка 50% на все! – магазин «Скидочник»;
Скидка 30% владельцам карты лояльности – магазин «Бонусовик» (у Ивана данная карта есть).
В первом случае брюки стоят – 1500 руб. ; рубашка – 800 руб. ; джемпер – 1000 руб.
Во втором: брюки – 1500 руб. ; рубашка – 1000 руб. ; джемпер 1500 – руб.
В третьем: брюки – 1200 руб. ; рубашка – 1200 руб. ; джемпер 1500 – руб.
Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с точки зрения экономии средств?
(Сл. № 49) Ответы: наиболее рациональным будет покупка по условиям второй акции в магазине «Скидочник», дающая максимальную экономию и остаток средств на покупку продуктов.
Магазин «Даровик» 1500+100= 2500 руб. (рубашка в подарок)
Магазин «Скидочник» 1500+1000+1500= 4000 -50%= 2000 руб.
Магазин «Бонусовик» 1200+1200+1500= 3900- 30%= 2730 руб
Деньги: цель или средство?
Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни.
Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.
Сегодня же распространено мнение, что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. Все ли можно купить за деньги? Не все на свете продается и покупается. Есть на земле то, что ни за какие деньги не купишь.
(Сл. № 50)Чтобы убедиться в этом, закончите фразы:
за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
за деньги можно купить икону… (но не веру)
за деньги можно купить часы… (но не время)
за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
(Сл. № 51) Деньги: зло или благо? Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Деньги – это добро или зло? Беседа с воспитанниками. Демонстрация слайда.
Вывод: Для кого-то зло, для кого-то благо, все зависит от человека. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отношения человека к деньгам. При неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека.
И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.