Оксана Корнилова
Чтение сказок как способ формирования основ финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Чтение сказок как способ формирования основ финансовой грамотности у
дошкольников»
Аннотация. В статье актуализируется проблема финансового воспитания
детей дошкольного возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, автор
Публикация «Чтение сказок как способ формирования основ финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
доказывает эффективность такой формы работы, как чтение и восприятие
сказок.
Ключевые слова: экономическая грамотность, экономические понятия, сказка.
В 2017 году Президентом России было дано распоряжение о программе
повышении финансовой грамотности населения РФ, которое послужило
толчком для ввода дошкольными образовательными учреждениями основ
экономического развития в педагогический процесс.
На первый взгляд, дети никак не связаны с экономикой, но, проявив внимание,
становится очевидной тесная связь современного ребенка с экономической
средой чуть ли не с рождения. Например, посещение магазинов вместе с
родителями, просмотр рекламы в СМИ и пр. Поэтому уделять внимание
экономическому воспитанию целесообразно уже с в период дошкольного
детства.
Безусловно, специально организованное обучение не является единственным
способом получения детьми представлений об экономике, но в условиях
современной жизни основы финансовой грамотности пригодятся даже
будущему школьнику. Ведь удачная экономическая деятельность в будущем
опирается на фундамент полученных в детстве знаний, навыков и привычек.
Долгое время педагоги искали эффективные методы, эффективно и доступно
дающие детям понимание основ экономической грамотности. На основе
собственного опыта могу уверенно утверждать, что сказка является одним из
них. Данная форма работы помогает понимать многие экономические понятия,
создает положительную мотивацию к постижению этой науки.
Любая сказка, не только народная, но и авторская, обладающая невероятным
образовательным и воспитательным потенциалом, занимает особое место и
играет важную роль в жизни каждого дошкольника.
Опираясь на опыт коллег по формированию финансовой грамотности, могу с
уверенностью сказать, что сказочные персонажи, их действия и сюжетные
повороты помогают ребенку познакомиться с миром экономики без труда.
Сказки вобрали в себя многовековой опыт своего народа, они воспитывают в
детях трудолюбие и хозяйственность, прилежность, старание и бережливость.
Они преподносят детям такие экономические процессы и понятия, как
производство, работа, торговля, налоги и пр.
Развитие самостоятельности, коммуникативно-познавательных навыков,
логического и креативного мышления у дошкольников происходит незаметно
засчет решения определенных трудных ситуаций, представленных в сказках,
что и является экономической стороной их содержания.
Сказки, формирующие экономическую грамотность дошкольников, можно
распределить по нескольким категориям:
сказки, демонстрирующие ведение домашнего хозяйства;
сказки, отражающие трудовую деятельность людей;
сказки, в которых раскрываются человеческие потребности и возможности
их удовлетворения;
сказки, знакомящие с деньгами, доходами, расходами и др.
экономическими понятиями.
Ниже приведены сказки, которые можно использовать для формирования основ
экономической грамотности у дошкольников :
Братья Гримм «Бременские музыканты»;
Шарль Перро «Золушка», «Мальчик с пальчик»;
В. Гауф «Маленький Мук»;
Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»;
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
В. И. Даль «Журавль и Цапля»;
А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В завершение отметим, что в условиях заказа современного общества и
организации систематической работы финансовому просвещению
дошкольников применение сказки доказывает свою эффективность и в
доступной форме знакомит детей с основными терминами и определениями
экономики.
Список информационных ресурсов :
1. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в
экономику» : Учебно – методическое пособие. – СПб. : «Детство – Пресс», 2001.
2. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей
дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю.
Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». –
М. : Вита – Пресс, 2019.