Мария Кожевникова
Консультация «Как можно работать со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!
Чтобы ребенок лучшего понял сказочный сюжет и провел параллель между сказочной ситуацией и реальностью, рекомендуется после прочтения сказки ее обсудить.
Вы можете просто поговорить с ребенком, задав ему примерные вопросы:
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- Кто из героев тебе больше всего понравился?
- Как ты думаешь, почему герой поступил так, а не иначе?
- Что было бы с героями, если бы они не поступили так, как написано в сказке?
Публикация «Консультация „Как можно работать со сказкой“» размещена в разделах
(Такую форму работы со сказкой рекомендуется применять с детьми в возрасте от 5 лет)
Вариант: ребенок может рассказать сказку самостоятельно.
Такой прием поможет ребенку развить фантазию и воображение. В данном варианте Вы можете предложить ребенку рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно также предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказали бы заяц, Баба Яга или Василиса Премудрая.
Другой вариант, когда ребенок может самостоятельно переписать сказку.
Переписывание или дописывание авторских и народных сказок может иметь место тогда, когда ребенку не нравится сюжет, определенное развитие событий, ситуаций, конец сказки и тому подобное. Переписывая сказку, дописывая свое окончание или вводя необходимых персонажей, ребенок сам выбирает наиболее подходящую его внутреннему состоянию развязку и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения. В этом и заключается психокорекционный метод – в переписывании содержания сказки.
Еще один вариант: это разыгрывание сказки вместе с ребенком при помощи куклы.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Манипулирование куклами позволяет также снять нервное напряжение.
Как считают ряд психологов, при использовании куклы или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:
- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
- необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;
- все ваши движения должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.
Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол:
1. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия,
2. Развитие коммуникативных навыков,
3. Развитие моторики,
4. Разрешение внутренних конфликтов,
5. Профилактика и коррекция страхов,
6. Развитие речи,
7. Коррекция отношений в семье
8. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек
Еще один вариант: предложить ребенку нарисовать сказку
После прочтения, сказку рекомендуется нарисовать, слепить или изготовить в форме аппликации.
Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
В данной форме работы, качество исполнения значения не имеет. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудовищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлыми.
Для рисования лучше взять карандаш (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции)
Список литературы:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Ось – 89, 2007.- 144с.
2. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. - СПб. : Речь, 2007.-80с.
3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. – СПб. : Речь, 2006.- 263с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. - СПб. : Речь, 2008.-240с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.