Татьяна Кочанова
Образовательный проект в подготовительной группе «Честность в поступках»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 города Тюмени
Образовательный проект
«Честность»
Воспитатель – Кочанова Татьяна Викторовна
г. Тюмень, 2022
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательный, творческий, краткосрочный
Сроки проведения: 2 недели: с 1. 11. 22 по 11. 11. 22
Публикация «Образовательный проект в подготовительной группе „Честность в поступках“» размещена в разделах
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатель, родители
Актуальность проекта : В современном мире в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о духовных ценностях (семья, добро, совесть, честностьи пр.). Недостаточно сформирована работа с семьями воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время проблема честности одна из самых актуальных проблем, начиная с дошкольного детства. Современные дети обманывают часто без видимой причины. Психологи утверждают, что дети дошкольного возраста в большинстве своем не врут, а сочиняют. Однако исследования показывают, что на современном этапе границы между вымыслом и осознанным враньем очень размыты.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников является воспитание нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Одно из важных качеств личности, начало которого закладывается в дошкольном детстве - честность. Мы вправе требовать, и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости у ребенка успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.
Мы считаем, что в настоящее время при грамотно организованной работе по формированию социально-нравственных качеств возможно изменение сознания формирующейся личности ребенка. Непосредственное и опосредованное влияние на ребенка с помощью специально организованных занятий, чтение художественной литературы, этических бесед, с последующим обсуждением рассматриваемой ситуации, а также закрепление полученных знаний в других видах деятельности (художественно-эстетической, физическое развитие) принесут положительные результаты в формировании такого социально-нравственного качества как честность.
Цель проекта : формировать у детей представление о духовно-нравственном качестве личности, такое как - честность
Задачи проекта : 1. Дать детям представление о значении нравственного понятия – честность.
2. Продолжать учить анализировать и оценивать поступки литературных героев, собственные поступки.
3. Развивать абстрактное мышление на материале пословиц о честности.
4. Упражнять в умении составления коротких рассказов по серии картинок.
5. Воспитывать положительное отношение и стремление быть правдивым в общении с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты: Для детей:
- у детей сформируются понятия о социально-нравственных качествах, в частности таком качестве как честность.
- дети начнут осознавать важность «Честного» поведения и последствия «Лжи».
- научатся видеть разницу между шуткой/сказкой и ложью.
- у детей сформируется стремление поступать честно в отношениях между родителями, воспитателями, другими взрослыми и сверстниками
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост.
Для родителей:
• - создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки
• - повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
• - привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
• составление плана деятельности
• сотрудничество с родителями
• подбор литературных произведений
• подбор музыкальных произведений
• подготовка цикла бесед
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с детьми:
Познавательное развитие
Беседы: «Что такое честность?», «Наши хорошие поступки»
«Почему нельзя говорить неправду»
Игровое упражнение «Волшебная палочка»
Проблемная ситуация «История обмана»
Составление рассказов по тематическим картинам.
Речевое развитие
Чтение: произведений Н. Носова «Огурцы», «Фантазеры», «На горке», «Затейники», «Заплатка»; Л. Н. Толстого «Быль», «Косточка»; В. Осеевой «Честное слово»
Рассматривание и обсуждение ситуаций по сюжетным картинкам
Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о честности
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Добрые и справедливые сказочные герои»
Лепка «Человек – это Я!»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Колечко», «Путаница», «Ручеек», «У ребят порядок строгий», «Мы веселые ребята»
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Правда или ложь», «Честно ли?», «Как поступить?»
Сюжетно – ролевые игры: «Моя дружная семья», «Детский сад»
Работа с родителями:
1. Изготовление папки – передвижки: «Права и обязанности ребенка»
2. Буклет для родителей: «Права ребёнка»
3 этап – заключительный
Оформление выставки продуктов детской деятельности «Давайте жить справедливо»
Результат (продукт) проекта :
Коллективная аппликация «Дерево честности»
Этот проект значим для всех его участников:
- сформировалось понятие, что справедливость базируется на доброжелательности, правдивости, беспристрастности,
- сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами,
- родители заинтересованы и принимают активное участие в проекте.
Список использованной литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М. : Мозаика - Синтез, 2020
2. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова – М. : Мозаика – Синтез, 2020
3. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада Н. Ф. Губанова – М. : Мозаика – Синтез; 2012
4. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Дыбина О. Б. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. Дидактические игры и занятия. И. А. Лыкова – М. : Издательский дом «Карапуз», 2010
6. Ресурсы интернета