Марина Чистякова
Сценарий педагогического мероприятия с детьми 5–7 лет «Чайные традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Часцовская СОШ дошкольное отделение
детский сад №19
Педагогическое мероприятие с детьми
5-7 лет
«Чайные традиции на Руси…»
(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Подготовила и провела:
Воспитатель М. Н. Чистякова,
высшая квалификационная категория
Форма проведения: занятие в виде экскурсии.
Цель: вызвать эмоциональный интерес к русской культуре и традициям русского народа.
Задачи:
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия с детьми 5–7 лет „Чайные традиции на Руси“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Чай. Традиции русского чаепития
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2023
• Приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
• Углублять и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития.
• Закреплять знания детей о самоваре, истории его возникновения.
• Формировать художественный вкус на примерах русских народных произведений: развивать интерес к фольклорным произведениям.
• Развивать инициативу и самостоятельность в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий в изготовлении скатерти из предложенных материалов.
• Развивать связную речь, звуковую и интонационную культуру речи.
• Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям русского народа.
Материалы и оборудование:
Выставка самоваров (для рассматривания); разрезные картинки; заготовки – силуэты скатерти для украшения бахромы; разноцветные ниточки; различные сорта чая; чайная коллекция, чайная посуда; кукла грелка, самовар, заварочный чайник, полотенца.
Предварительная работа:
Экскурсия в мини –музей «Самовары», «Русская изба», музыкальные занятия по знакомству детей с русскими народными традициями; художественно-продуктивная деятельность детей на занятиях; занятия по познавательному развитию; разучивание стихотворений о самоваре; слушание песни «У самовара» (муз. и сл. Ф. Гордон); слушание песни «Пых-пых самовар» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина); организация выставки «Наш самовар», беседы с родителями.
Продукты деятельности:
не материализованный – знания о самоваре и чайных традициях на Руси;
материализованный – скатерть, украшенная бахромой
Ход занятия
Воспитатель-экскурсовод обращается к взрослым:
-Добрый день, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Добро пожаловать…
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним.
Забываем мы о ней…
Дети с воспитателем входят в помещение, их встречает экскурсовод.
В мире много разных стран, в каждой люди разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, традиции.
Традиция – это множество представлений, обрядов, привычек у каждого народа, которые передаются из поколения в поколение.
И сегодня я приглашаю вас посетить некоторые экспозиции в нашем музее и поговорить о традициях чаепития на Руси. Было время, когда на Руси многие столетия о чае ничего не знали.
Как вы думаете, что пили наши прабабушки и прадедушки?
Ответы детей (на Руси пили квас, сбитень, морсы, компоты).
- Молодцы, а теперь отгадайте загадку:
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит» (Самовар)
- Правильно. Это самовар. И сегодня я приглашаю вас музей «Русского Самовара».
Начнём мы нашу экскурсию с ознакомительного зала.
Только на Руси пили чай из самовара. Как вы думаете, почему назвали самовар «самоваром»?
Ответы детей
- Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка.
«Сам варит» - отсюда и слово произошло – «самовар».
- Кто-нибудь знает: «Где и когда появился первый самовар?»
Ответы детей
- Родина самоваров –город Тула. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала,
а для растопки годилось всё и щепки и шишки. Над одним самоваром трудилось несколько (семь) мастеров.
- Как вы думаете, что это за мастера?
Ответы детей:
Наводильщик (сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму)
Лудильщик (вылуживал оловом внутреннюю сторону самовара)
Токарь (точил на станке и полировал самовар)
Слесарь (делал ручки и краны)
Сборщик (из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны)
Чистильщик (очищал самовар)
Столяр (изготавливал деревянные шишки к ручкам и ручки).
- И каждый хотел, чтобы самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными.
- Как вы считаете, какие были самовары?
Ответы детей (большими, маленькими, круглыми, яйцевидными, шарообразными, продолговатыми)
- Правильно, и украшали разными узорами. Посмотрите (приглашает к выставке самоваров)
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Предлагаю рассмотреть жестяной самовар, такой самовар называют жаровым. Внутри находится труба.
- В неё засыпали, как выдумаете, что?
Ответы детей
- Конечно, сосновые шишки или щепки, поджигали лучиной и раздували сапогом.
Вода в самоваре закипала и на специальное устройство (конфорка) устанавливали заварной чайник.
- Такой самовар неудобно было использовать в городских условиях. Как вы считаете, почему?
Ответы детей
- И тогда тульские мастера – умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары. Посмотрите, что вы видите?
Ответы детей: это спираль. Электрический самовар.
- Постепенно мастера стали украшать самовары и появились декоративные, сувенирные самовары (показывает декоративные самовары)
- Предлагаю пройти в следующий зал к нашей следующей экспозиции и собрать бумажную коллекцию самоваров. (Дети подходят к столам и собирают самовары из разрезанных картинок)
• Деревянный, украшен хохломским узором
• Жестяной электрический, хохломская роспись
• Жестяной электрический без росписи
• Жестяной электрический, узор гжель
• Берестяной резной декоративный, сувенирный
• Жестяной жаровой.
- Теперь мы переходим к литературной экспозиции.
На Руси самовары брали и на отдых, и пока самовар закипал, дети любили играть в подвижные игры, водить хороводы.
Подвижная игра «У Маланьи, у старушки.»
Дети вместе с хозяйкой выполняют движения (приглашают гостей 2-3чел.)
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Вот с такими головами (Показывают)
И с такими ушами (Показывают)
Вот с такими волосами (Показывают)
И с такими вот глазами (Показывают)
И с такими вот носами (Показывают)
Целый день сидели, ничего не ели
А делали вот так. А как?
(На кого из детей ведущая укажет, тот показывает какое – либо движение)
- Самовар – это часть жизни нашего народа, отраженная в его пословицах, поговорках и произведениях.
- Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел
А на нем, а на нем
Как на лошади
Самоварище сидит
И товарищам кричит.
«Уходите, бегите, спасайтесь!»
(К. И. Чуковский «Федорино горе»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал как от огня.
(К. И. Чуковский «Мойдодыр»)
- В каких сказках или мультфильмах встречается самовар?
Ответы детей: «Скатерть-самобранка»,» «Курочка Ряба», «Каникулы в Простоквашино», «Кот и петух»….
- Может кто-то из вас стихотворение знает?
2-3 стиховорения читают дети
- Появлению самовара мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: собираться всей семьей за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела, вели беседы.
- Предлагаю пройти к следующей экспозиции. Что такое чай?
Ответы детей: вкусный напиток…
- Чаевничать начали 300 лет назад, а вы знаете, где растут чайные кусты?
( Ответы детей: Китае, Индии, Грузии, Азербаджане, России)
- Существует легенда о происхождении чая.
Один китайский император любил совершать поездку по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром (он следил за своим здоровьем). Вдруг подул ветер, занёс несколько листочков в котёл. Император попробовал воду. ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил. С тех пор кусты стали называть чайными.
- А в Россию чай привёз посол в 1638 г. царю Михаилу. С тех пор чаепитие на Руси стало многовековой традицией. В древние времена – гость на порог, а хозяйка за самовар «Гостю – чай, сахар и радость!»
- Ребята, как вам кажется, в чём секрет чая, что его все любят?
Ответы детей:
Чай укрепляет здоровье
Чай поднимает настроение
Чай согревает в холод, а в жару освежает
Утоляет жажду
Чай улучшает пищеварение
Чай улучшает сердечную систему
- Какой бывает чай?
Ответы детей: черный, зелёный, красный, листовой, гранулированный, пакетированный, прессованный, травяной, лечебный.
-Существует много пословиц о чае и самоваре. Кто из вас знает?
Ответы детей…
- Сейчас я покажу вам, как заваривали на Руси чай. (Показ)
Заваривать чай следует свежей кипяченной водой. Кипяток не должен бурно кипеть – такая вода может испортить аромат чая. Чайник для заварки сначала согревают (желательно фарфоровый, наливают горячей воды (ополаскивают, затем вытирают сухим полотенцем. Засыпают чай, заливают кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке появилась пена, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный, можно добавить кусочек сахара. Чайник накрывают куклой-грелкой – это ещё один атрибут чайной традиции на Руси.
- Пока чай заваривается, предлагаю пройти в нашу мастерскую.
На Руси принято угощать гостей чаем за столом, который украшала красивая скатерть. Мы с вами будем создавать скатерть, украшать её. Каждая скатерть будет единственной и неповторимой. Кто знает, может и наше творение прославится на весь мир!
- У нас уже приготовлены разной формы заготовки для скатерти, вам нужно украсить их края бахромой из ниток на ваше усмотрение.
- Но прежде, давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Вот помощники какие.
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
Поработали немного,
И дадим им отдохнуть.
Дети выполняю задание.
- Какие красивые скатерти у вас получились! За такой скатертью и чаепитие будет самым приятным!
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку!
- Я думаю, что сегодня вы узнали про чай много интересного. Это так? (Ребёнок читает стихотворение)
- А я для вас приготовила традиционное русское угощение к чаю – варёный сахар. Угощайтесь на здоровье! Надеюсь, что наши встречи с вами станут традиционными. До свидания!
Воспитатель-экскурсовод обращается ко взрослым:
Теперь самое время узнать, какое ещё угощение подавали к чаю на Руси. Приглашаем всех пройти в следующий зал.