Ирина Кокорина
Центры детской активности в группе раннего возраста как условие развития познавательной активности у малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника.
Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.
Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира.
А через что можно воплотить свои идеи и наработки в группе раннего возраста? Конечно же через игру.
Публикация «Центры детской активности в группе раннего возраста как условие развития познавательной активности у малышей» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2023
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Дебора Владимировна Менджерицкая.
Игра – ведущий вид деятельности в раннем возрасте, это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество.
Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
В игре развивается то, что будет нужно ребёнку и в его взрослой жизни. Все, что составляет богатство человеческой личности, развивается в игре.
Большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка играет создание центров и организованная развивающая предметно – пространственная среда в группе. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Для построения РППС в группе мы использовали принципы соответствующие ФГОС ДО. Они вам хорошо известны, поэтому перечислять я их не буду, ну а кто забыл можете посмотреть на слайде.
Представляю вашему вниманию те центры активности в нашей группе которые способствуют развитию познавательной активности у малышей.
«Уголок природы»
Целью создания уголка природы в группе раннего возраста является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращения к природе. Общение с природой положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче. Наш уголок способствуют выработке элементарных навыков по уходу за растениями, бережному отношению к птицам, животным, насекомым.
Все обитатели уголка разделены на временные и постоянные:
- Постоянные обитатели уголка природы – это комнатные растения. Мы как воспитатели, привлекаем внимание детей и показываем, как ухаживать за растениями в течение всего года.
Помимо комнатных растений, наш уголок природы оснащён сезонным материалом (временные обитатели уголка); набор муляжей овощей и фруктов, макеты времён года, поделки.
Осенью - это осенние букеты; поделки из природного материала, созданные родителями вместе с детьми.
Зимой - ящики с посадкой зелёного лука и чеснока.
Весной - ящики рассады для цветника детского сада, букеты весенних первоцветов, веточки деревьев.
Кроме всего вышеперечисленного, в уголке присутствует дидактический материал : это занимательные игры, опыты, раскрывающие перед малышами тайны окружающего мира:
Д. И. «Целый год», «Что где растет?», «Чей детеныш?», «Чей хвостик?» «Кто где живет?» и «Кто, что ест?» др. ; коллекции камней, ракушек, семян. Различные наглядные пособия – фигурки домашних и диких животных, птиц, насекомых.
Картотека иллюстраций и тематические альбомы: «Времена года»; «Овощи фрукты», Птицы, насекомые, правила поведения в природе, в группе, на улице. Имеются плакаты разной тематики.
Уголок конструирования и гараж
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников.
Целью нашего уголка конструирования является:
• Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;
• Совершенствование конструкторских умений и навыков;
• Развитие творческого потенциала детей;
В нашей группе мы обьединили уголок конструирования и гараж поскольку постоянными участниками этих уголков являются мальчики.
И наполнили их следующими игровыми материалами:
Самым простым здесь являются кубики, а также
наборы, содержащие арки, конусы, кирпичики. Они
у нас есть как большие – напольные и маленькие – настольные.
Эти виды конструкторов попадают самыми первыми в поле
зрения малышей. Именно они начинают знакомить детей
с формой предметов, формировать цветовое восприятие,
пространственное мышление.
В процессе конструирования у детей развиваются такие познавательные интересы, как восприятие, внимание, мышление, воображение, речь.
С интересом играют в Конструкторы типа «Лего», «Магнитный конструктор», «Мягкие кубики», «Самоделкин», «Весёлая ферма». К ним идут набор мелких игрушек, включающих в себя животных, человечков, транспорт. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
Сенсорный уголок
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень велико. Оно является основной для интеллектуального развития ребенка, развитие внимания, воображения, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
В нашем уголке множество дидактических игр : фигурки для шнуровки; детали и шнуры для сбора бус, пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета; различные вкладыши, отличающиеся по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые; различные виды дидактических игр : лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками; сенсорные доски. различные пазлы.
Кроме этого имеются прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей: «Блоки Дьёныша», «Цветные палочки Кюизенера», «Кубики Никитина».
Для развития мелкой моторики, наши дети очень любят «Рисование манкой», «Найди предмет в фасольке», «Сортер. Животные», «Грибочки», «Камешки Марблс», «Цветные крышечки», «Прищепочки», Круги луллия: на тему кто что ест, чей малышь, найди половинку фрукта.
При правильном педагогическом подходе сюжетно отобразительная игра может стать не только развлечением, но и основным средством познавательного развития детей. Развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.
Таким образом мы активизируем познавательные процессы наших воспитанников и через сюжетно-отобразительные игры, поскольку они имеют большое значение в развитии детей раннего возраста.
Развивая познавательную сферу детей – мы стремимся создать такие условия для их жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Спасибо за внимание