Анастасия Багрова
Конспект ООД «Центр экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:Багрова Анастасия Николаевна,
МОУ Детского сада № 361
Гвоздева Ольга Витальевна,
воспитатель МОУ Детского сада № 361
Пояснительная записка
«Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
Актуальность проблемы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, сотрудничеством и сотворчеством.
Публикация «Конспект ООД „Центр экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Исследованием детского экспериментирования занимались многие ученые: Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г. В. Уродовских, Н. Е. Веракса, Е. В. Бодрова, И. С. Фрейдкин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, А. Н. Поддьяков, Н. Н. Совгир, Д. Б. Эльконин и многие другие. Мы разделяем мнение авторов о том, что основой экспериментирования является исследовательская активность самого ребенка. А успешность экспериментирования зависит от создания правильной предметной развивающей среды и организации совместной деятельности педагога и детей.
Под развивающей предметно-пространственной средой мы понимаем естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей нашей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Принципы построения предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДО).
При создании центра экспериментирования в нашей группе в основу легли следующие принципы:
1. Информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
2. Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
3. Полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
4. Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
5. Трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.
Научные и методические источники:
1. Закон273-ФЗ “Об образовании в РФ”
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от 15.05.2013 № 26.
3. ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 № 30384).
4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 – 2007.
5. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
6. Бабаева Т. И., Киреева О. В. Условия развития исследовательского опыта старших дошкольников в детском саду.
7. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Дыбина О. В., Рахманов Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом – М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
10. Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Характеристика деятельности педагогов и детей
в созданной предметно-развивающей среде:
Создавая Центр экспериментирования в группе, мы учитывали особенности наших детей:
• возраст дошкольников,
• уровень их развития,
• склонности, способности, интересы,
• гендерный состав,
• личностные особенности.
Задачи Центра экспериментирования:
1. развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение)
2. формирование умений комплексно обследовать предмет.
В Центре экспериментирования выделены:
1. место для постоянной выставки, где размещают музеи, коллекции;
2. место для хранения материалов: природного, бросового;
3. место для проведения опытов;
4. место для хранения песка, опилок, пенопласта, воды, стружек и т. д.
Центр экспериментирования содержит:
• теоретический материал распределенный по разделам: «Воздух», «Вода», «Звук», «Магнит», «Свет», «Стекло», «Растения», «Человек»
• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов, размера и формы;
• природные материалы;
• утилизированный материал: проволока, фольга, кусочки меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
• технические материалы: гайки, скрепки, болты и т. д.
• разные виды бумаги: картон, копировальная, наждачная и т. д.
• красители пищевые и непищевые;
• медицинские принадлежности: пипетки, шприцы без игл, резиновые груши и т. д.
• прочие материалы: зеркала, крупы, мука, сахар, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д.
• карточки-схемы проведения опытов (пишут на плотной бумаге и ламинируют;
• детские халаты, фартуки, полотенца, салфетки, перчатки и т. д.
На видном месте в каждом разделе обязательно вывешиваем правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываем условные обозначения.
Материал, находящийся в центре экспериментирования соответствует среднему уровню развития детей. Имеются материалы и оборудование для проведения более сложных опытов, рассчитанных на одаренных детей.
Совместную деятельность педагога и детей проводим в несколько этапов:
На первом этапе побуждаем детей:
• внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное;
• активно наблюдать не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы;
• вызывать потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
На втором этапе создаем условия, способствующие развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. Наиболее активно экспериментирование проводим на прогулках. Зимой наблюдаем, что произойдет с водой, если ее залить в формочки и оставить на морозе. (см. Приложение)
На третьем этапе организовываем деятельность таким образом, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, и в соответствии с этим организовывать свою деятельность.
Успешность третьего этапа зависит от правильной организации педагога, взрослый может в нем участвовать косвенно, создавая благоприятные условия для детского экспериментирования. Большое значение в этом процессе имеет создание оптимальной развивающей среды, а также собственная исследовательская активность детей.
Памятка для педагога, организующего опытно-экспериментальную деятельность:
1. Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов;
2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;
3. Воспитывать веру ребенка в свои силы;
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;
5. Заканчивать обсуждение по решению проблемы до появления признаков потери интереса у детей;
6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать оставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Китайская пословица.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь она дает возможность самому найти ответы на вопросы, как и почему. Творчество в экспериментировании обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительный операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.
Ожидаемые результаты: творческое саморазвитие личности ребенка-дошкольника на основе познавательно-творческой активности в центре экспериментирование. В такой предметной среде ребенок сам проявляет заинтересованность и активность, а значит и педагогический процесс будет целостным и эффективным.