Боровик Валентина
Семинар практикум для воспитателей «Новинки, изменения, уточнения требований основной образовательной программы»
▼ Скачать + Заказать документы
В Красной Горе прошел семинар – практикум с воспитателями дошкольных учреждений, осуществляющих реализацию государственной основной образовательной программы дошкольного образования от рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, И. С. Васильевой в работе с детьми. В ходе работы была проделана большая работа. В рамках семинара педагоги обсудили новинки, изменения, уточнения требований программы, систему работы ключевых показателей, направления, принципы, содержание образовательных областей. Провели тренинги по мотивации, работе с родителями. Раскрыли формы, методы реализации программы. Подготовила и провела семинар воспитатель Боровик В. М.
Публикация «Семинар практикум для воспитателей „Новинки, изменения, уточнения требований основной образовательной программы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Основная образовательная программа ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В настоящем издании Программы уточнены некоторые формулировки целей и задач обучения и воспитания, внесены некоторые изменения в структуру Программы, убраны некоторые разделы. Эти разделы делают Программу точнее, лаконичнее. Приближают используемые формулировки к формулировкам ФГОС ДО.
Остановимся более подробно на основных направлениях.
Из Программы убран раздел «Примерное комплексно - тематическое планирование работы с детьми 2 – 7 лет».
Данное изменение связано с тем, что некоторые педагоги и контролирующие органы воспринимают планирование, как обязательное для исполнения, в то время как это был лишь пример один из вариантов возможного планирования, что и было отражено в названии комплексно – тематическое планирование.
Планирование – это внутренний инструмент, который помогает педагогу строить свою работу с детьми. В соответствии с ФГОС ДО планирование не является обязательным элементом Программы, поэтому в настоящее время оно отсутствует. Тем не менее, в помощь воспитателю издательство «Мозаика – синтез» издает отдельные пособия для каждой возрастной группы. Педагоги могут использовать их в своей работе или составлять собственное планирование.
Раздел «Развитие игровой деятельности» более не является отдельным приложением.
Содержание работы по развитию игровой деятельности теперь разнесено по соответствующим образовательным областям : сюжетно – ролевые игры включены в образовательную область «Социально – коммуникативное развитие», театрализованные игры – в образовательную область «художественно – эстетическое развитие», подвижные игры – в физическое развитие, дидактические игры – в познавательное развитие.
Данное изменение, с одной стороны, позволяет избежать дублирования материала, с другой – вводит сюжетно – ролевые и театрализованные игры в содержательный раздел Программы.
В раздел, посвященный образовательной области «физическое развитие» внесены следующие изменения :
- уточнены и конкретизированы цели и задачи подраздела «формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», в том числе обозначены задачи подраздела «воспитание навыков, которые раньше частью образовательной области «социально – коммуникативное развитие» (самообслуживание, самостоятельность, трудовая деятельность) Такое перераспределение целей и задач, более отвечает содержанию соответственных областей.
- выделен новый подраздел, «начальные представления о некоторых видах спорта, что соответствует формулировкам ФГОС ДО.
В разделе, посвященном образовательной области художественно – эстетическое развитие появился раздел» театрализованная игра».
Возрастные особенности развития детей перенесены из приложения в содержательный раздел.
Главной задачей программы является создание программного документа, помогающего педагогам организовывать образовательно – воспитательный процесс. В соответствии с ФГОС ДО.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Особое внимание в Программе уделено личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной, музыкальной, чтении).
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье детей, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция
- творчески организованная воспитательно – образовательная работа
- вариативное использование образовательного материала
- уважительное отношение к результатам детского творчества
- единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития ребенка.
Программа построена на позициях гуманно – личностных отношений. В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве. Авторы программы основывались на дидактическом материале - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие
Программа строится на принципе культуросообразности. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала его воспитательная ценность, высокий уровень использования произведений культуры (классической и народной – как отечественной так и зарубежной, возможность развития ребенка на каждом этапе.
Программа соответствует принципам:
- принципу развивающего образования
- научной обоснованности и практической преемственности
- соответствует критериям полноты
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образовательного процесса
- строится с учетом принципа образовательных областей в соответствии с возрастом детей
- основывается на тематическом принципе педагогического процесса
- предусматривает решение программных задач
- предполагает построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми
- допускает вариативность процесса в зависимости от региональных особенностей
Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными группами
Направленность на развитие личности ребенка.
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение.
Патриотическая направленность.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к Родине, гордости за ее достижение. Россия – великая страна. С героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание.
Воспитание уважения к традиционным ценностям, любви к родителям, старшим, заботливое отношение к старшим, к малышам, пожилым. Стремление в своих поступках следовать положительному примеру.
Направленность на дальнейшее образование.
Развитие у детей познавательного интереса, стремления к получению знаний в школе.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей формирование представление о здоровом образе жизни.
Направленность на учет индивидуальных особенностей детей.
Программа обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Особенности структуры.
Содержание Программы изложено по тематическим блокам, возрастным группам. Гибкость программы охват всех возрастных периодов (от рождения до школы).
От 2 месяцев до 1 года- младенческая группа, 1 – 3 года ранний возраст (1 и 2 младшая группа, дошкольный возраст от 3 до 7 лет.
3- 4 младшая группа
4 – 5 средняя группа, 5 -6 старшая, 6 – 7 подготовительная группа
Простота введения вариативной части.
Изложение содержания по тематическим блокам, позволяет написать ООП, легко формируя вариативную часть, учитывая видовое разнообразие образовательной организации, вводить региональный компонент. Единственное требование – вариативность должна соответствовать ФГОС ДО.
Взаимодействие с семьей.
Подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и необходимость плодотворных отношений с семьями воспитанников.
Техничность программы.
Преимуществом Программы является технологичность и успешность применения в массовой практике.
Может быть реализована педагогами на существующей материально технической базе.
Младший возраст.
Изодеятельность: рисование, лепка – зависит от его представлений о предмете, развитии мелкой моторики рук. Простейшие виды аппликации. Конструирование – ограничено возведением несложных построек по образцу и замыслу. В младшей группе развивается перцептивная деятельность. Дети от исполнения предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам. Развития наглядно действенного мышления, дети могут устанавливать некоторые открытые связи и отношения между предметами.
Нравственное воспитание – формирование личности ребенка обеспечивает развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие общения, формирование личности ребенка.
Развитие игровой деятельности. Сюжетно – ролевые игры подводят к пониманию роли в игре, формируем навыки ролевого поведения, проявление интереса к игровой деятельности, учить связывать сюжет с действия с ролью, развивать предпосылки творчества.
Ребенок в семье и сообществе.
Формируем уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, любовь к родителям, близким людям.
Образовательная область – познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображение, творческой активности, формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, пространство, времени).
Это: ФЭМП, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с миром природы, ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с социальным миром – ознакомление с окружающим расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, представлений о себе, других людях, гендерных представлений, формирование представлений о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека. Знакомство с профессиями. Формирование представлений о малой родине, Отечестве, воспитание патриотических чувств. Формирование представлений о планете Земля.
Содержание психолого- педагогической работы.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
Развитие познавательных действий – знакомство с обобщенными способами исследования различных объектов окружающей жизни. Стимулирование любознательности, включение в совместные с взрослыми практические действия познавательно – экспериментального характера.
Сенсорное развитие – обобщение чувственного опыта детей в разных видах деятельности, включая все виды восприятия, обследование предметов.
Дидактическая игра – обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей, развивать память, внимание, тактильные ощущения, слух, дифференциации, мелкой моторики рук.
ФЭМП – количество. Величина, ориентировка во времени, пространстве.
Ознакомление с предметным окружением - знакомить с предметным окружением, знать особенности предметов, связей между предметами, свойства предметов, предметы сделаны руками человека.
Ознакомление с миром природы – формирование интереса детей к природе и природным явлениям, сезонные наблюдения.
Образовательная область – речевое развитие, развивающая речевая среда (общение со сверстниками, взрослыми, форм. Словаря, з. к. р., грамматический строй речи, связная речь. Грамматический строй речи – согласование существительных с глаголами, местоимениями.
Приобщение к художественной лит- ре – слушание сказок.
Образовательная область – «художественно – эстетическое развитие» - приобщение детей к искусству.
- изобразительная деятельность, конструктивно – модельная, музыкальная деятельность, развитие игровой деятельности – формирование интереса к театральному искусству, воспитание навыков театральной культуры, раскрытие творческого потенциала, развитие артистических способностей, качеств, эстетического вкуса, умение передавать образ средствами театральной выразительности.
Образовательная область «Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ценности здоровья, ориентировка в частях собственного тела, воспитание культурно – гигиенических навыков.
Физическая культура – обеспечение гармоничного физического развития, основных движений, начальных представлений о некоторых видах спорта, подвижные игры.
Формы, методы. Средства реализации программы.
- создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды
Роль педагога в организации психолого – педагогических условий.
Обеспечение эмоционального благополучия детей, формирование доброжелательных отношений.
- развитие самостоятельности.
Взаимодействие детского сада с семьей.
Развитие конструктивного взаимодействия с семьей, создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников.
Основные направления и формы работы с семьей.
- взаимопознание и взаимопонимание (беседы, консультации, собрания)
- стенды: стратегические цели и задачи детского сада на перспективу, тактичные сведения о педагогах, оперативные или прошедших событиях в группе, экскурсиях.
Должно быть непрерывное образование воспитывающих взрослых.
Семейные художественные студии, семейные праздники. Проектная деятельность.
В режиме дня: прием пищи- не следует заставлять детей есть, выбор блюд.
Ежедневное чтение: в режиме дня выделить постоянное время для ежедневного чтения (познавательные книги, энциклопедии, рассказы по истории и культуре страны). У ребенка должен быть выбор – слушать или играть : нельзя превращать чтение в занятие.
1,5 – 3 года занятие 10 минут, 3 – 4 – 15 минут, 4 – 5 20 минут, 5 -6 – 25 минут, 6 – 7 – 30 минут.
Прогулка, дневной сон, режимные моменты без изменения.
Чтение художественной литературы планируется 1 раз в неделю во всех возрастных группах.
Игровая деятельность, общение при проведении режимных моментов ежедневно: дежурства, прогулки, самостоятельные игры, исследовательская деятельность. Утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур, гигиенические процедуры – ежедневно.
Культурно – досуговая деятельность: отдыхи, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность, старший возраст – творчество.
Основные принципы организационной среды: оборудование должно быть безопасным. Эстетически привлекательным, соответствовать росту детей.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для с – р игр
- уголок ряжения, книжный уголок, зона для настольно печатных игр, выставка детских рисунков, уголок природы, уголок для игр с песком, водой, для игр с конструктором. Игровой уголок. Уголок для игр с игрушками.
Учебно – методический комплект к программе – программа, комплексно – тематическое планирование, наглядно – дидактические пособия, комплекты для творчества, вариативные парциальные программы (авторские, электронные образовательные ресурсы. Наполняемость групп дошкольные – 25, младшие – 20.
Профессиональные обязанности педагогов – аттестация 5 лет. В настоящее время актуализировалась проблема профессиональной подготовки участников образовательного процесса с применением ИКТ.