Екатерина Лобода
Проект «Блокада Ленинграда»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
г. Уссурийск, Уссурийский городской округ
Проект
Подготовила и провела: Лобода Е. И.
2020 год
«У того,
кто не помнит своей истории –
нет будущего»
А. С. Пушкин
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
На сегодняшний день очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живешь. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, во время Блокады Ленинграда.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Паспорт проекта
Тип проекта : Культурно-ценностный.
Технология: метод проекта.
Участники проекта : дети старших, подготовительных групп, родители воспитанников, воспитатели.
Тиражируемость: проект могут использовать педагоги ОУ.
Основная идея: знакомство детей дошкольного возраста с блокадой Ленинграда.
Символика проекта : Полотно Памяти.
Срок реализации: 3 недели. (13.01.2020 – 31.01.2020)
Продукт проектной деятельности : литературное мероприятие «Мы дети блокадного Ленинграда», посвященное Дню снятия блокады Ленинграда.
Актуальность
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском саду является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной
активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
Тема: "Блокада Ленинграда"
Цель проекта : расширение представлений детей дошкольного возраста об истории Родины;
Задачи проекта :
• Расширить представления детей об истории и о жизни детей блокадного Ленинграда;
• Развивать познавательный интерес детей к истории военных событий Великой Отечественной войны;
• Вызвать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по проекту;
• Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, любви к Родине и уважения к тем, кто одержал победу над фашизмом.
Ожидаемые результаты
1. Формирование чувств гордости за свой народ, за свою Родину, чувство сопереживания и ответственности за других людей;
2. Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города Ленинграда;
3. Приобретение знаний об истории блокадного Ленинграда.
План – схема реализации проекта
Поэтапная реализация проекта
Этапы Основные направления реализации проекта Примечания
1 этап -
Подготовительный Формулирование проблемы,
цели проекта, определение содержания проекта, прогноз результата. Подбор и изучение необходимого материала (методической, художественной литературы). Подбор иллюстрационного материала, песен на тему проекта, стихотворений и мн. др. Воспитатели, дети, родители.
2 этап -
Основной – цикл
практических дел 1. Беседы;
2. Просмотр с детьми фото и презентаций, мультфильмов, фильма на тему проекта;
3. Художественное творчество, музыкальное творчество;
4. Организация мероприятий различного характера по теме проекта, НОД.
Воспитатели, дети, родители.
3 этап - Заключительный 1. Презентация проекта;
2 Коллективная работа (рисование плаката) на тему «Блокада Ленинграда»;
3. Итоговое мероприятие: проведение литературного мероприятия, посвящённого 76 -летию полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашисткой блокады - «День памяти». Воспитатели, дети, музыкальный руководитель и родители.
Понедельная реализация проекта
Неделя Задачи Совместная
деятельность Самостоятельная
Деятельность. Работа с родителями Итог
13.01.2020. Расширить представление
детей о В. О. В.
Познакомить с историческим названием города в период ВОВ; понятием «блокада».
Развивать танцевальную двигательную активность, музыкальный слух и память.
1. Проведение беседы об истории города Ленинграда на тему : «Блокада города Ленинграда»
2. Разучивание танцевальной композиции «4 тюльпана».
1. Рассматривание
фотоиллюстраций о жизни в блокадном Ленинграде.
2. Предложить детям нарисовать сюжетные картины цветными карандашами на тему: «Жизнь в блокадном Ленинграде».
3. Объявить родителям о начале проведения внутригрупповой выставке и выставки внутри детского сада на тему «Город-герой Ленинград». Приобретение
представлений о блокаде.
14.01.2020 Воспитывать
чувство сострадания и уважения к жителям блокадного города. 1. Слушание и разучивание песни Н. П. Бобковой «Мой город-герой».
2. Просмотр мультфильма «Воробушек».
3. Чтение стихотворения из сборника
«О блокаде» детям. 1. Рассматривание
фотоиллюстраций о жизни в блокадном Ленинграде.
2. Чтение художественной литературы по данной теме. Приобретение
представлений о блокаде.
15.01.2020 Расширить представления детей о блокадном городе.
Познакомить с понятием «Дорога жизни».
Воспитывать чувство гордости за свою родину. 1. Чтение «Дорога жизни» Н. Ходза.
2. Просмотр мультфильма «Конфета».
1. Рассматривание
иллюстраций
«Дорога жизни».
2. Предложить детям самостоятельно вспомнить танцевальную композицию на песню «4 тюльпана». 1. Приобретение
представлений о дороге жизни.
16.01.2020
Познакомить с песенным творчеством Л. Шенберга, П. Крауберга песней «Эх, Ладога».
Воспитывать чувство гордости за свою родину. 1. Слушание и разучивание наизусть песни «Эх, Ладога» муз.
Л. Шенберга, П. Крауберга.
2. НОД «Блокада Ленинграда» 1. Предложить детям и их родителям организовать экспозицию из пластилина «Дорога Жизни».
1. Укрепление детско-родительских отношений.
17.01.2020
Закрепить знания детей о блокадном городе.
Воспитывать чувство патриотизма.
Развивать у детей технику рисования акварелью и декоративным прорисовыванием.
1. Чтение худ. произведения «Блокада».
2. Рисование на темы: «Блокадный город», «Дорога Жизни».
Рассматривание
иллюстраций, дидактическая игра «Сложи фрагмент
дня блокады Ленинграда»
Выставка детских работ.
Приобретение чувства гордости за людей живших в городе Ленинграде; чувства уважения к детям и взрослым.
20.01.2020 Закрепить знания детей о блокадном городе.
Воспитывать чувство патриотизма.
1. Проведение беседы на тему: «Ленинградская симфония»
2. Просмотр мультфильма
«Один день в блокаде Ленинграда».
1 Совместный просмотр мультфильма
«Один день в блокаде Ленинграда».
Приобретение чувства гордости за людей живших в городе Ленинграде; чувства уважения к детям и взрослым.
21.01.2020 Закрепить знания детей о блокадном городе.
Воспитывать чувство патриотизма.
1. Выставка детского изобразительного творчества «Блокада Ленинграда»
2. НОД «Блокада Ленинграда»;
1. Чтение стихотворений «Война», «Блокада»,
обсуждение содержания прочитанных стихов.
Приобретение
представлений о блокаде.
Неделя Задачи Совместная
деятельность Самостоятельная
деятельность Итог
22.01.2020 Продолжать расширить представление
детей о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Воспитывать
чувство сострадания и уважения к жителям блокадного города. 1. Слушание песни «Мой Петербург боевой»
2. Заучивание стихотворения «Герои».
1. Рассматривание
фотоиллюстраций о жизни в блокадном Ленинграде.
2. Лепка «Военная техника» Приобретение
представлений о блокаде. О героизме
нашего народа
23.01.2020 Расширить представления детей о блокадном городе.
Воспитывать чувство гордости за свою родину. 1. Сюжетно-ролевая игра «Моряки».
2. Составление рассказа по иллюстрациям «Дорога жизни».
3. Разучивание песни «Бьется в тесной печурке огонь» 1. Рассматривание
иллюстраций
«Дорога жизни»
3. Дидактическая игра «Подбери форму моряку и лётчику» Приобретение чувства сострадания к другим людям и всему окружающему.
2. Развитие наблюдательности, внимания
24.01.2020
Закрепить знания детей о блокадном городе.
Воспитывать чувство патриотизма.
1. Слушание
- голос Левитана…
(о начале войны,
- Вставай страна огромная»,
- запись воздушной тревоги.
1. Подвижные игры
«Меткий стрелок»,
«Попади в цель» упражнение
(картотека)
Развитие чувств патриотизма, уважения к окружающим;
27.01.2020 Продолжать расширить представление
детей о жизни детей в блокадном Ленинграде.
1. Открытое мероприятие «Мы - Дети блокадного Ленинграда»
Совместное изготовление альбома на тему : «Рисунки прорыва блокады Ленинграда» глазами детей. Приобретение
представлений о блокаде и о жизни детей, о героизме народа над фашизмом.
28.01.2020 Воспитывать
чувство сострадания и уважения к жителям блокадного города 1. Беседа о бережном отношении к хлебу
2. НОД «Дорога жизни» 1. Подвижная игра «Разведчики»
29.01.2020 Воспитывать чувство гордости за свою родину. 1. Театрализованная деятельность «Так началась ВОВ» Совместный просмотр театрализованной деятельности Приобретение
представлений о героизме народа над фашизмом.
30.01.2020 Продолжать расширять представление
детей о жизни детей в блокадном Ленинграде.
1. Просмотр фильма «Жила была девочка» Совместный просмотр и обсуждение фильма «Жила была девочка» Расширение представлений
детей о жизни детей в блокадном Ленинграде.
31.01.2020 Продолжать расширять представление
детей о жизни детей в блокадном Ленинграде.
1. Просмотр видеоролика «Рисунки детей блокадного Ленинграда» Совместный просмотр и обсуждение видеоролика «Рисунки детей блокадного Ленинграда» Приобретение
Представлений о героизме народа над фашизмом.
3 этап - Итоговый этап
1. Презентация проекта;
2 Коллективная работа (рисование плаката) на тему «Блокада Ленинграда»;
3. Итоговое мероприятие: проведение литературного мероприятия, посвящённого 70-летию полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашисткой блокады - «День памяти».
Приложение
НОД «Блокада Ленинграда»
Цель:
Расширять знания детей о истории своей страны, своего города, воспитывать
детей в духе патриотизма, обогатить знания детей о героическом прошлом города – блокады.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца.
Развивающие:
- Пробуждение интереса к истории страны, к истории своего города.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
- Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений по теме «Война», «Блокада».
- Чтение и заучивание стихов по теме «Война», «Блокада», «Герои».
- Рассматривание иллюстраций о войне, блокаде, военной технике.
- Беседа: о войне, блокадном Ленинграде - Слушание песен и музыки военных лет - Слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе.
- Художественное творчество по теме (рисование, лепка, аппликация) «Война», «Блокада», работа с раскрасками
- Изготовление и развешивание листовок «900 дней Блокады»
- Игры: сюжетно-ролевые «военные», «моряки»; дидактические «военная техника» ; режиссерские «военный бой»
- Конструирование: «военная техника», «город», «блокадное кольцо»;
- Ручной труд «самолет», «тряпичная куколка»
- Работа с родителями: информационные папки «Блокада Ленинграда», «Детям о блокаде»,
Оборудование:
- Магнитофон.
- Аудио-записи: голос Левитана… (о начале войны, «Вставай страна огромная», запись воздушной тревоги.
- Обручи: 5-6 штук.
- Бумажные самолеты.
- Метроном.
- Иллюстрации памятников, обелисков, архитектурных сооружений.
- Восковая свеча.
- Костюм моряка.
- Швабра 1 шт.
- Презентация «Блокада Ленинграда».
Ход:
Дети входят в муз. зал и располагаются на стульчиках.
Фонограмма «Голос Левитана»(О начале войны)
На фоне музыки «Вставай, страна огромная», дети читают стихи.
1 ребенок:
Летней ночью на рассвете,когда мирно спали дети
Гитлер дал войскам приказ, и послал солдат немецких
Против всех людей советских- это значит- против нас.
2 ребенок:
Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли,
Все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели, наших песен петь не смели
Возле дома своего.
Чтобы было все для фрицев, для фашистов-иноземцев,
А для русских ничего.
3 ребенок:
Ах, война, что ты сделала подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Поседели они до поры.
Воспитатель:
Сегодня, в этот светлый день, мы отмечаем памятную дату – день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Жители и защитники города одержали героическую и справедливую Победу над голодом, холодом, страхом и болью.
Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил
Воспитатель:
В 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Шла война. Лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты. Наш родной город Ленинград был окружен вражескими войсками со всех сторон. Кольцо блокады сомкнулось. В городе наступили холода и голода.
Голос (фонограмма)
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных:
Воспитатель: Кто же защищал нашу страну и наш город?
Голос (фонограмма)
Солдаты, матросы, рабочие, женщины и даже дети…
город защищали, Чтоб жить в родной Отчизне мы могли. За нас с тобою жизнь они отдали, Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили. Была тогда жестокая война. Защитники фашистов победили, Чтоб мирной стала каждая зима!
Воспитатель:
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога (запись воздушной тревоги). Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается (воспитатель показывает детям метроном). Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим
теплом (дети подходят и обнимают друг друга).
Воспитатель:
Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла «Дорога жизни». По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…
Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Перейди на другой берег»
Конкурс:
«Перейди на другой берег»
Ход:
Дети перепрыгивают с льдинки на льдинку.
Воображаемые льдинки-обручи.
Конкурс:
«Кто быстрее поднимет якорь».
Ход:
Намотать ленты с якорем на палочку. Воспитатель:
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи
орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада
была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён
от блокады.
Голос (фонограмма)
Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов «Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала, И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало, Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Конкурс:
«Займи место в танке»
На полу раскладываются обручи. Под спокойную музыку дети-танкисты (не спеша двигаются в разных направлениях). С изменением характера музыки (увеличивается громкость) дети стараются «занять место в танке» (встать в обруч). Оставшийся ребенок выбывает из игры. При повторении игры убирают один обруч. Последний раз играют два участника. Выигрывает тот, кто последним встанет в обруч.
Воспитатель:
Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Попробуем их
восстановить.
Дидактическая игра:
«Разрезные картинки»
Дети собирают разрезные картинки на столе : иллюстрации памятников, обелисков, архитектурных сооружений.
Воспитатель:
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен
памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском
кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады
возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде
все 900 блокадных дней :
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети….
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий, этим камням
Никто не забыт и ничто не забыто!
Воспитатель:
(зажигая свечу) Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Тех, кто проложил Дорогу жизни и спас жителей блокадного Ленинграда ценою собственной жизни.
Дети по очереди:
Есть дорога через лед….
День и ночь к нам шла подмога –
Хлеб и соль, тепло и свет.
Никто не забыт и ничто не забыто….
Подвиг свой ежедневный
Вы совершали достойно и просто….
Воспитатель:Давайте же вспомним о тех, кто погиб, и почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит (как в годы блокады) ленинградский метроном.
Источник: https://dohcolonoc.ru
Список литературы
1. Алексеев С. П. Подвиг Ленинграда 1941 — 1944гг. -М. : Детская литература, 2010.
Рассказы для детей.
2. Бардин С. М.. И штатские надели шинели. -Л. : Лениздат, 1984.
Книга посвящена героическим защитникам Ленинграда в годы ВО войны.
3. Дементьев Н. С. Блокадный день. -М. : Современник, 1980.
Повесть о героизме защитников Ленинграда.
4. Островский В. П. 27 января 1944. -М. : Молодая гвардия, 1984.
В книге ленинградского историка рассказывается о героической обороне города, о мужестве и самоотверженности ленинградцев, явивших всему миру пример стойкости духа и крепости характера советского человека.
5. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. -М. : Советская Россия, 1983.
В книге рассказывается о жизни осаждённого Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и неколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу.
6. Щербаков П. Л., Уклеин Р. Я. Бессмертный подвиг Ленинграда. -Л. : Знание, 1988.
Брошюра посвящена 45-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом.
7. Воскобойников В. М. Девятьсот дней мужества. -М. : Малыш, 1987.
8. Воскобойников В. Таня Савичева. – М. : Издательство Оникс, 2010.
Рассказы о юных героях.
9. Герман Ю. П. Вот как это было. - М. : Дет. лит., 1985.
Трогательная повесть о блокадных днях - таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, "как это было", но и учит быть сильным.
10. Н. Ходза. Дорога жизни. - Детгиз.
11. И. Миксон. Жила, была.
Интернет ресурсы:
https://dohcolonoc.ru
https://www.maam.ru
https://nsportal.ru
https://rosuchebnik.ru
Примечание: Мультфильмы, фильм, ролик «Рисунки детей блокадного Ленинграда», презентации (заявленные к проекту) прилагаются.