Балганум Сейткалиева
«Бить баклуши». Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Бить баклуши» (крылатое выражение)
Цель: развитие речи.
Задачи:
Коррекционная – обогащать словарную речь.
Развивающая – развивать речь, воображение, логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать понимание крылатых слов.
Оборудование: конспект, иллюстрация по теме.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Правильная посадка. Настрой. Сообщение темы занятия.
Публикация «„Бить баклуши“, Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах
2. Новый материал.
«Бить баклуши» - значит делать несерьезное, неважное дело. Это выражение пришло к нам из русской старины.
Что такое баклуши? Это липовые или осиновые чурбаки. Их колотили (били) подмастерья, чтобы потом мастера- ложкари вырезали из них ложки.
В давние времена посуда на Руси была деревянной. Из дерева вырезали миски, кружки, ложки, подносы и даже кубки для меда и вина. Но работа по изготовлению домашней утвари считалось легкой. Ею могли заниматься и старые люди, и подростки. А пахать землю плугами, бороновать бороной – с этим могли справиться лишь сильные и выносливые мужчины.
Но вырезать домашнюю утварь на самом деле было не так уж и просто. Здесь требовались сноровка и мастерство. А вот бить баклуши в старину считалось делом несерьезным, чуть ли не образцом безделья.
- Послушайте стихотворенье.
Отчего, скажи, Ванюша,
Ты сегодня бил баклуши?
Разве мало разных дел?
- Я их сделать не успел!
Утром я журнал листал,
Выпил кока-колу,
К сожаленью, опоздал
На уроки в школу.
На диване, в холодке
Мух считал на потолке,
А потом я задремал
И до вечера проспал.
Целый день Ванюша
Нынче бил баклуши.
- Послушайте сказку.
Как старичок-лесовичок научил Ваню баклуши бить.
Пошел однажды Ваня в лес за грибами. Ходил-ходил, набрал полное лукошко грибов, да и заблудился! Стемнело в лесу. Мальчик устал, есть захотел, а дорогу к дому никак не может найти.
Вдруг видит – стоит в лесной чащобе маленькая избушка, вся мхом поросла, а в окошке огонек светится.
Ваня взошел на крылечко и постучался в дверь. Отворил дверь старичок-лесовичок. Увидел Ваню, обрадовался!
- Заходи, мальчик, заходи. Гостем моим будешь!
А там чисто, уютно, под потолком травы душистые целебные сушатся.
Старичок накормил Ваню, напоил чаем с липовым медом. Потом и спрашивает его:
- Что же ты такой маленький, в лесу один ночью один бродишь?
- Да я заблудился! Никак не могу дорогу домой отыскать!
- А ты поживи у меня немного, помоги мне ложки деревянные вырезать, баклуши бить, тогда я тебя домой и отведу. Согласен?
- Согласен! – обрадовался Ваня. – А что делать-то надо? – выпалил Ваня.
- Да дело простое – баклуши бить! – отвечает старичок-лесовичок. – Знаешь ли ты, что такое баклуши бить?
- Знаю! Значит ничего не делать! – выпалил Ваня.
- Да нет! – говорит старик. – Баклуши бить – значит колоть на чурбачки липовые поленца. Утром я тебе покажу, как это делается! А сейчас, сынок, спать ложись!
Улегся Ваня на лавку и сразу же уснул.
А утром старичок-лесовичок принес липовое полено, дал Ване топорик и показал, как из него чурбачки делать.
Ване работа понравилась! Стук-стук топориком – чурбачок готов! Набил он много чурбачков, а старик из них вырезал красивые ложки. Одну деревянную ложку Ване на память подарил. А потом проводил мальчика в деревню.
3. Самостоятельная деятельность.
- Рассмотрим иллюстрацию. В рамке изображены деревянные чурбачки – баклуши. Именно из них мастера-ложкари вырезали ложки. На большом рисунке мы видим мальчика. Он лежит на диване и слушает плеер – то есть бьет баклуши. А между тем на письменном столе лежат раскрытые учебники. Скорее всего, мальчик не брался за уроки. На ковре его ждут кроссовки и мяч – но и заниматься спортом мальчик не спешит.
Подведение итогов.
- О каком крылатом выражении сегодня говорили?
- В каких случаях их можно употреблять?
- А кто-нибудь из вас бил баклуши?