Петрова Татьяна Николаевна
Пособие по ОБЖ «Безопасный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал «Заринский детский сад «Берёзка
Автор воспитатель филиала «Заринский детский сад «Берёзка»
Петрова Татьяна Николаевна
Паспорт методической разработки
Показатели Характеристика разработки
Название развивающей игрушки/ игрового пособия «Безопасный куб»
Целевое назначение развивающей игрушки/пособия - Способствует профилактике детского травматизма.
- Систематизирует представление детей дошкольного возраста о безопасном поведении в окружающем мире, в том числе экстремальных ситуациях.
Публикация «Пособие по ОБЖ „Безопасный куб“» размещена в разделах
- Упражняет в умении применять известные правила безопасного поведения проблемных, игровых ситуациях.
- Развивает творческие способности.
- Обеспечивает условия для сенсорного развития детей (восприятие цвета, мелкой моторики, когнитивных качеств (память, мышление, внимание)
Полифункциональность развивающей игрушки /пособия «Безопасный куб» отвечает эстетическим требованиям, мобилен, разнообразен по содержанию, трансформируем, каждая сторона куба оформлена по определенной теме, на которой при помощи липучек, прищепок крепятся цветные картинки в качестве сменного дидактического материала. Весь иллюстративный материал хранится в доступном для детей месте, в специальных конвертах.
Целевая группа развивающей игрушки/пособия (возрастная группа (группы) дошкольников, для которых она подходит, возможность использования для детей с ОВЗ). Дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Может использоваться для индивидуальных занятий с детьми ОВЗ.
Краткое описание развивающей игрушки / пособия. Дидактическое пособие «Безопасный куб» состоит из четырех сторон, выполненных из ковролина и две стороны из сетки. Это набор разнообразных игр общей безопасности, которые размещаются на всех сторонах куба. Перед началом игры дети сами выбирают игру по интересам. Дидактическое пособие предназначено для индивидуальных игр, совместных игр с подгруппой детей и самостоятельной деятельности.
Экологические характеристики и безопасность материала игрушки/ пособия. Дидактическое пособие «Безопасный куб» экологично и легко обрабатывается.
Экономические характеристики (бюджет) игрушки / пособия Ковролин (1700, трубы ПВХ (500, сетка (200, липучки(100, конверты (300, фетр (100) итого: 2900р.
Фотоматериалы
Дополнительные материалы к полифункциональной игрушке пособию.
Дидактические игры по ПДД
Дидактическая игра «Правила дорожного движения» Цель игры: упражнять, различать и дифференцировать дорожные знаки. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление. Развивать мелкую моторику рук у детей.
Материал: карточки с дорожными знаками и стихами к ним
Ход игры:
Воспитатель читает загадку про дорожный знак. Дети должны отгадать, о каком знаке идет речь, найти его, рассказать о его значении на дороге.
Количество игроков: 2-8 детей и ведущий.
Дидактическая игра «Виды транспорта»
Цель:
Научить детей дошкольного возраста отличать и называть водный, воздушный и наземный транспорт; размещать картинки транспорта на нужную картину (воздушный - небо, водный - море, наземный - дорога); обогащать словарь; развивать мышление, воображение, память, сообразительность.
Ход игры:
Игровое поле – куб. На нём море, автомобильная дорога, небо. Карточки крепятся к игровому полю с помощью липучек. Перед началом игры детям раздаются карточки, на которых изображен различный транспорт. Выставляется игровое поле, ребенок подходит и крепит карточку, в зависимости от того к какому виду транспорта относиться его карточка. При этом, ребенок четко произносит, то что у него нарисовано на карточке, и объясняет, какой это вид транспорта. После чего крепит на игровое поле.
Количество игроков: 3 ребёнка.
Дидактическая игра «Светофор»
Цель игры: Закрепить представления детей о светофоре, его сигналах, о расположении цветов в светофоре. Учить детей строго следовать указаниям дорожных знаков, сигналам светофора.
Правила игры.
Детям предлагается лист, разделенный на две половины. В левой части светофор с неправильным расположением световых сигналов светофора: зеленый, красный, желтый. А с правой стороны светофор без световых сигналов. Детям предлагается при помощи кружочков желтого, красного и зеленого цвета расположить их правильно сверху вниз: красный, желтый, зеленый.
Игра проводится индивидуально или в малой подгруппе. Когда дети освоят расположение сигналов светофора, в игре могут принять участие большее количество детей.
Дидактическая игра «Собери машину»
Цель: Знакомить с разными видами транспорта, формировать умение складывать изображение машины из частей - пазла, развивать мелкую моторику, логическое мышление, умение составлять из частей целое.
Правила игры.
Педагог раскладывает на кубе перед воспитанниками части разрезанной картинки, просит их хорошенько рассмотреть. Игровая задача — составить из частей цельное изображение. Сначала воспитанники могут выполнять задание с ориентацией на картинку-образец. Когда дети наловчатся составлять пазлы, образцы можно убрать.
Количество игроков: от 1-8 детей.
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. Задачи:
2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Инструкция: Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Органические отходы» и «Опасные отходы»
Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
Дидактическая игра
«Когда Земля грустит и радуется»
Цель:Создание условий для формирования представлений у детей о правилах поведения в природе, об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека, заложить основу экологической культуры; закрепить знания ребенка о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые; развить разговорную речь.
Задачи:
1. Познакомить детей с планетой Земля.
2. Ознакомить дошкольников с правилами поведения в природе.
3. Развивать логическое мышление, речь, память, творческое воображение.
4. Воспитывать доброту, интерес, любовь к природе.
Инструкция: Выбираются 2 планеты Земли (грустная и радостная) и раскладываются карточки, которые обозначают, что безопасно для природы, отчего она радуется, а чем может человек навредить природе, отчего она станет грустная.
Игры по экологии
Дидактическая игра
«Съедобный – несъедобный гриб»
Цель: Совершенствовать умения детей классифицировать грибы по признаку: съедобные – несъедобные.
Задачи:
1. Закрепить умение детей раскладывать картинки грибов на съедобные – несъедобные.
2. Развивать внимание, зрительную память, мышление.
3. Воспитывать у детей осторожное обращение с грибами, которые им плохо известны.
Инструкция: Дети берут картинку с изображением грибов, называют их и определяют съедобные или несъедобные они, съедобные грибы кладут в корзину, а несъедобные оставляют.
Дидактическая игра
«Правила поведения в природе»
Цель: Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе; развивать память, речь детей, творческие способности; воспитывать познавательный интерес, любовь к родной природе, воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды.
Задачи:
1. Формироватьбережное отношение и любовь к природе, ко всему живому;
2. Развиватьпредставления о том, какие действия вредят природе;
3. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе;
4. Расширять словарный запас слов.
Инструкция: На игровом поле выкладываются карточки, на которых изображены разные экологические знаки плохого или хорошего обращения с природой. Нужно правильно их разложить.
Дидактическая игра «Найди, чья тень?»
Цель:Учить зрительно анализировать силуэты и находить методом наложения.
Инструкция:Выложить отдельно карточки с цветными картинками и карточки с тенями. Необходимо каждой тени найти подходящую цветную картинку.
Загадки по безопасности
«Если дома ты один»
Цель: Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Разложи по группам
«Аптечка» «Инструменты» «Электроприборы»
Цель: создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, развитие навыков безопасного поведения ребенка. Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: колющие и режущими предметы, электроприборы, лекарства, препараты бытовой химии, чужие люди.
Задачи
Обучающая:
- закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;
- обучать основам личной безопасности;
Развивающая:
- развивать речь, память, мышление, внимание;
- формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».
Воспитывающая:
- воспитывать ответственность за себя и за других.
Правила безопасности «Когда я один дома»
Цель: Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Задачи:
Образовательные: расширять знания об источниках опасности в быту. Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Развивающие: развивать умение применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Продолжать формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к своей жизни и жизни окружающих.
«Собери картинку»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста первоначальные знания о правилах безопасного поведения дома.
Задачи:
Обучающие: - закрепить знания детей дошкольного возраста об опасных предметах в быту;
-расширить знание детей о мерах безопасности дома;
Развивающие: - развивать внимания, наблюдательность, смекалку при выполнении задания.
Воспитательные: - воспитывать волевые качества;
-воспитывать у детей уважение друг к другу.
Игра «Помоги сказочным героям»
Цель: формировать осознанное отношение к личной безопасности дома у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - учить распознавать опасные ситуации, приносящие вред здоровью;
- уметь пользоваться номерами телефона 101, 102, 103, 104;
- помочь самостоятельно делать вывод, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать желание помочь друг другу, работать в команде.
Выбрать картинку к подходящему знаку «Можно» или «Нельзя»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных.
Задачи: - уметь предвидеть результат возможного развития ситуации;
- закреплять знание правил безопасного поведения;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Какие есть опасные предметы на кухне?
Цель: формировать в детях привычку безопасного поведения, научить их видеть и избегать опасные ситуации.
Задачи: - формировать представление об опасных объектах на кухне;
- учить безопасно, для себя и окружающих, действовать с предметами, необходимыми во время еды (посуда, столовые приборы);
- обогащать словарный запас, связную речь.
Игра «Подбери к каждой ситуации номер службы»
Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.
Задачи: - объяснить ситуацию с газовой плитой;
- формировать представление об опасностях.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Ход игры: перед детьми лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: научить детей внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: воспитатель раздаёт карточки с лабиринтом детям и предлагает найти выход. Играть можно небольшими фигурками, вести пальчиком или карандашом.
«Это не игрушка»
Ход игры: педагог раздаё т игрокам изображения разных игрушек и бытовых предметов: книги, мяча, зажигалки, велосипеда, утюга и прочих. Затем называет и изображенные объекты по очереди, спрашивает, можно ли с ним играть. Игрок у которого названные изображение, развернуто отвечает на вопрос, т. е. объясняет, почему с этим предметом играть нельзя.
Цель: учить детей систематизировать предметы по одному сходному признаку и выделять лишний предмет.
«Найди лишнее»
Ход игры: воспитатель раскладывает перед ребенком 4 картинки. Внимательно рассмотрев изображения, дошкольник выбирает тот объект, который является или, наоборот, не является пожароопасным. Аргументирует свой выбор.
Цель: учить детей логически мыслить, расширять индивидуальный тематический словарь.
«Что поможет при пожаре»
Ход игры: для игры необходимо подготовить карточки, изображающие разные предметы, в том числе те, которыми пожарные и простые люди пользуются, чтобы погасить огонь Игроки внимательно рассматривают картинки, называют, что видят. Затем отбирают изображения предметов, используемых на пожаре: ведро с водой, огнетушитель, пожарный гидрант, ящик с песком и прочие.
«Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры: воспитатель в вместе с детьми встает в круг, передает красный мяч ребенку, который должен закончить стихотворную строку.
Подвижная игра «Потуши костер»
Ход игры: для подвижной соревновательной игры нужно взять два игрушечных совка или две столовые ложки, распечатать два одинаковых изображения костра. Дети разбиваются на две команды, становятся с противоположных сторон песочницы. Задача - зачерпнуть песок из песочницы, донести до своей картинки костра, стараясь не рассыпать и высыпать на изображение. Побеждает команда насыпавшая большее количество песка на картинку за заданное время.
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку;
Формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
Сюжетно- ролевая игра «Мы - пожарные»
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.
Сюжетные картинки "Кто нас лечит?"
Цель: расширить представление детей о профессии врач, что они бывают разные (стоматолог, педиатр, окулист, ветеринар и т. д)
Правила: Ребенок достает картинку и называет, какой врач изображен на ней. Рассказывает об этой профессии.
Дидактическая игра "Что нужно доктору?"
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу.
В аптечке с изображением красного креста находятся предметы для профессии врача. Ребенок может поиграть, используя эти предметы.
Дидактическая игра "Собери пазлы"
Цель: Формировать у детей целостное восприятие предмета, зрительное внимание, усидчивость и терпение.
В данной игре нужно собрать определенную картинку, объяснить, что это или кто.
Дидактическая игра "Собери картинку"
Цель: Формировать у детей целостное восприятие предмета, зрительное внимание, усидчивость и терпение, что зачастую не хватает детям.
Правила: Из разрезных частей дети собирают целую картинку.
Дидактическая игра "Найди отличия"
Цель: Развивать у детей наблюдательность, монологическую речь (объяснить сравнивая, логическое мышление.
Дидактическая игра «Собери скорую помощь»
Цель: закрепить название машины специального назначения.
В данной игре нужно собрать определенную картинку.