Татьяна Нефедова
Консультация для родителей «Безопасность детей в доме»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, познавая окружающий мир, зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, у него отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Публикация «Консультация для родителей „Безопасность детей в доме“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
«Мой дом - моя крепость», - гласит известная поговорка. Современная городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства: газ, воду, электричество, телевизионные антенны, все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения. Мы, взрослые, нередко забываем, что в нашем же доме нас подстерегает много опасностей.
Причины возникновения опасных ситуаций в квартире:
*небрежность (незакрытый кран, забытый включенный утюг, брошенные таблетки);
*неправильное обращение с бытовой техникой;
*неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;
*криминальные ситуации (взлом, ограбление).
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, режуще-колющие инструменты).
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, становится весьма небезопасной для него. В этот период ребенок находится под постоянным наблюдением взрослого. Потому главная задача родителей обеспечить своему чаду безопасное пространство для более полного исследования окружающего мира. И начинать нужно с полного осмотра вашей квартиры.
Сейчас невозможно представить повседневную жизнь без электричества, но в тоже время оно представляет наибольшую опасность для ребёнка. На все без исключения розетки следует поставить замок от детей. Лучше, если это будет не просто заглушка, а защитный механизм с ключом и дополнительными шторками. На удлинители ставят защитный пенал. Выключатели эксплуатируются только в исправном состоянии. Их внешняя поверхность не должна быть повреждена, сам выключатель надёжно закрепляется в стене. Так исключается контакт ребёнка с проводом под напряжением.
Вода так же представляет немалую опасность для ребёнка. Нельзя оставлять малыша наедине с ёмкостью, наполненной водой (ванной, тазом, ведром).
Современная бытовая химия делает жизнь комфортной, но в тоже время является источником повышенной опасности для ребёнка. Исключается доступ детей ко всем стиральным порошкам, отбеливателям, чистящим и моющим средствам. Вся бытовая химия размещается высоко на полке или запирается на замок в специальном ящик.
Рекомендуется родителям обезопасить кухню. Газ, горячая поверхность и кипяток, эти опасности подстерегают малыша на кухне. Плита угрожает ребёнку горячей поверхностью духовки, конфоркой, кипятком на варочной поверхности. Желательно малыша к плите вообще не подпускать. Выключатели на плите фиксируются защитными колпачками. На дверцу духового шкафа цепляется специальный замок. На саму плиту прикрепляется защитный экран из оргстекла, препятствующий доступу к раскалённой поверхности и кипящей воде. Если малыш на кухне, то нужно всегда выдёргивать из розетки вилку кухонных электроприборов, даже если вскоре предстоит их повторное использование.
В каждом доме есть аптечка. Она должна находиться высоко в шкафу или на верхней полке, исключающих доступ к ней ребёнка. Нужно избегать приёма лекарств на глазах у малыша, так как дети копируют все действия родителей.
Во избежание падений с высоты необходимо обратить внимание на окна и балконы. Все запирающие устройства на окнах и дверях балконов должны находиться в исправном состоянии. В обязательном порядке они оснащаются замками-блокираторами от детей. Лучше всего, если это будут замки со съёмными ручками. Балконную дверь можно дополнительно оборудовать ещё одним запирающим устройством на высоте, исключающей доступ ребёнка к нему. Нужно взять за правило закрывать двери и окна на все имеющиеся запорные устройства, даже если ребёнка сейчас нет дома.
Пока малыш делает свои первые шаги и набивает шишки под присмотром родителей и близких родственников научить ребёнка безопасному поведению достаточно сложно. Но вот ребёнок подрос, ходит в детский садик, остаётся один дома. И мы обязаны дать ему понять, что его спокойная и безопасная жизнь теперь зависит и от его правильного поведения, а не только от родителей, воспитателей. Делать это нужно тактично, спокойно, стараться свои пояснения сопровождать собственными наглядными примерами, т. к. в дальнейшем, подсознательно «на автомате» в похожих ситуациях дети поступают именно так, как это делаем мы.
Какие безопасные условия необходимо создать, если ребенок остался один дома?
Необходимо исключить в квартире малейшую возможность возгорания, потопа. Если ребенок уже знает, как пользоваться телефоном, необходимо написать для него крупными цифрами телефон для связи и прикрепить листок на видном месте. Для того, чтобы предотвратить проникновение в квартиру нежелательных гостей, объяснить ребенку, что посторонним людям открывать дверь категорически нельзя. Здесь важное правило: всё, что ребёнку нельзя брать, должно быть физически ему недоступно.
Обучая детей правилам безопасности поведения дома, очень важно уделить внимание не только редким и исключительным случаям, но и банальным для нас, взрослых, поскольку детям и те, и другие в равной степени неочевидны.
Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.