Баширова Раиса
Конспект занятия «Без труда мы никуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:стимулирование интереса детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация; развитие познавательного интереса к миру профессий; привитие интереса к труду.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда.
Публикация «Конспект занятия „Без труда мы никуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, чтения и анализа текста литературного произведения, работы с пословицами, разгадывание загадок.
3. Воспитательные: воспитывать ответственное отношения к труду, людям труда, результатам труда, трудолюбие и ответственность.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ
Методы: словесный, наглядный,практический, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фрагмент м/ф «Все профессии нужны», музыкальная физминутка, карточки с заданиями, карточки – смайлы для рефлексии.
Словарь:труд, профессия,трудолюбие.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех на нашем занятии. Пожелаем всем хорошего настроения и хорошей, продуктивной работы!
IIСообщение темы и цели занятия. (слайд 1)
1. Вступительная беседа. (слайд 2)
Занятие наше необычное. Проведём мы его в форме устного журнала. Что такое журнал, вы, наверно, все знаете! Для начала я вам предлагаю послушать выступление своих одноклассников. Внимательно слушайте и подумайте, о чем же говорится в стихотворении? Какова главная мысль стихотворения (слайд 3)
Нетрудно, ребята нам песенку спеть,Оксана
Нетрудно, а все-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять.
Сломалась игрушка – умей починить, Витя
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и везде помогает она.
Умей, если нужно, заштопать чулок, Варвара
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в учебе, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
- О чем идет речь в стихотворении?
- Что советует читателям автор?
- Определите тему классного часа.
- Кто такие «белоручки»? Как вы понимаете?
- Тема сегодняшнего занятия «Без труда мы никуда»(слайд 4)
- Мы будем говорить с вами о труде, его значении для человека, вспомним некоторые профессии.
III. Работа над темой занятия.
1. Словарная работа (слайд 5)
Значение слова Труд по Ожегову :
Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Слово Труд в словаре Д. Н. Ушакова
Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения.
А как это «умственно трудиться?» и «физически»? Как вы понимаете эти выражения?
- А вы трудитесь умственно? Физически?
2. Работа с пословицами (в парах)
- Ребята, предлагаю вам выполнить задание. Сейчас я раздам вам пословицы, но там слова поменялись местами. Ваша задача: привести в порядок слова, получить правильные пословицы, зачитать классу и попытаться объяснить их смысл. (Ответы детей, по необходимости помощь воспитателя)
1. Скучен день до вечера, коли делать нечего (слайд 6)
2. Землю красит - солнце, а человека - труд.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Какой общей темой можно объединить эти пословицы? (Труд, работа, профессия)
- А зачем человек трудится, работает, получает профессию? (Ответы детей)
- Вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Вот мы их и вспомнили.
Толковый словарь Ожегова. (слайд 6)
профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
- А какие трудовые поручения вы выполняете в школе?
- Какие у вас постоянные поручения в классе? Кто за какую работу отвечает?
(Командир класса, цветовод, затейник, библиотекарь, хозяйственник, санитар, и тд.)
3 Дидактическая игра «УГАДАЙТЕ, КТО РАБОТАЕТ С ЭТИМИ ВЕЩАМИ?» (слайд 7)
Дидактическая задача: Учить устанавливать ассоциативную связь между предметами и профессией человека.
Игровое действие. Воспитатель: Я назову три слова, а ты подумай, с людьми какой профессии они связаны.
Весы, прилавок, товар (продавец)
Каска, шланг, вода (пожарный)
Читальный зал, книги, читатель. (библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка (портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар)
Доска, мел, учебник. (учитель)
Руль, колеса, дорога. (водитель)
Маленькие дети, игры, прогулки. (воспитатель)
Кирпичи, цемент, новый дом (строитель)
Болезнь, таблетки, белый халат (врач)
Ножницы, фен, бигуди (парикмахер)
Небо, самолет, аэродром (летчик)
Молодцы! Вот как много профессий вы уже знаете!
IV. Физминутка «Весёлая мультзарядка».(слайд 8)
4. Игра на внимание. (Слайд 9)
Ну и давайте проверим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть предложение-загадку, а вы будете определять, что это за профессия.
1. Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)
2. Кто в дни болезней
Будет всех полезней? (Доктор.)
3. Кто в пекарне хлеб печёт?
Кому спасибо и почёт?
Кто заботится о том,
Чтоб хлеб пришел к нам в каждый дом?
(Пекарь.)
4. Работает на мельнице. (Мельник.)
5. Он не лётчик, не пилот
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите, это? (космонавт)
6. Кто учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
5. Чтение и анализ текстов из литературных произведений (слайд 10).
Л. Н. Толстой «Две лягушки»
Попали две лягушки в кувшин со сливками. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.
А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила сливки в масло. Так и выбралась.
Беседа по теме.
- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
-Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались.
Всловаре Д. Н. Ушакова (слайд 11)
Трудолюбие -склонность, любовь к труду.
- Трудолюбие- достоинство человека. (слайд 12)
Примеров огромного трудолюбия и терпения можно много привести:
Один из них…
Ю. А. Гагарин- первый космонавт Земли,
В. Н. Терешкова- первая женщина- космонавт, полетевшая в космос,
(изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.
А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. «Тяжело в учении - легко в бою!»-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-Михаила Васильевича Ломоносова. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.
А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).
ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.
- Какой сейчас ваш самый главный труд? (учиться).
А надо ли учиться? Почему? (Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся.
6 Практическая работа по карточкам (индивидуально).
Определить, кто чем занимается.
Кроит, шьёт одежду.
Садовник
Тушит пожары.
Парикмахер
Печёт хлеб, булочки.
Комбайнер
Продает товар покупателям.
Швея
Стрижет, делает прически.
Пожарный
Строит дома, здания.
Пекарь
Ухаживает за садом, поливает, сажает цветы. Продавец
Работает на комбайне, убирает в поле пшеницу, рожь. Строитель
Проверка на слайде (слайд 12).
V Итог:Наше занятие подошло к концу (слайд 13)
- О чём мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Что такое труд?
- Можем ли мы жить без труда? Почему?
Вывод: Без труда мы никуда!
VI. Рефлексия: (слайд 14)
Оценивание занятия при помощи смайлов. Детям предлагается подарить смайлу эмоции.