Екатерина Питаева
Берём уроки трудного общения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : учить детей понимать и контролировать собственные эмоции в общении.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умения характеризовать ситуации эмоционального общения.
2. Учить понимать собственное настроение и согласовывать его с ситуациями.
3. Формировать умения использовать доступные приёмы для самоконтроля за эмоциональным состоянием.
Воспитательные:
1. Формировать умения соблюдать культуру общения в эмоционально-насыщенных ситуациях.
2. Воспитывать уважительное отношение к личности другого человека.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Берём уроки трудного общения» размещена в разделах
1. Формировать навыки самоконтроля в поведении и общении.
2. Учить вовремя замечать и сдерживать свои отрицательные эмоции.
Предварительная работа:
Разъяснительные беседы на темы: «Выяснение отношений», «Умение спорить».
Мини-сочинение «Почему наступают трудные минуты в жизни человека».
Чтение худ. литературы (Н. И. Сладков «Ёрш». Г. Остер «Вредные советы» и др.)
Дидактический материал: тексты стихотворений и рассказов.
Словарь: эмоции, чувства, самовоспитание.
Форма проведения: групповое занятие.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о трудном общении
II. Контроль исходного уровня знаний
Воспитатель обращается к детям с вопросом, что они знают о таких понятиях, как «эмоции», «чувства», какими бывают эмоции и чувства? Затем педагог объясняет, что условно их делят на положительные и отрицательные. Спрашивает, какие чувства мы должны контролировать в общении с людьми и вместе с детьми выясняет, что, конечно, отрицательные.
III. Обучающий этап
Педагог просит детей выслушать литературный отрывок и определить, о каких именно чувствах идё т речь:
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит,
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристаёт. (Г. Остер)
А вот ещё один пример отрицательных чувств:
«Няня,няня! Посмотри-ка:
Кто-то чёрный там с метлой
На трубе сидит высоко—
Это,верно, домовой.
Или бука, злая штука…
Страшно, няня,спрячь меня!»
«Нет не бойся дня
Буку днём никто не видит
Этот с виду хоть и чист,
Да зато уж не обидит:
Это только- трубочист»
(Ф. Миллер)
Воспитатель спрашивает, почему же так важно контролировать свои чувства, особенно, отрицательные? Объясняет, что для этого есть несколько причин :
Отрицательные чувства создают проблемы в общении.
Они изменяют характер человека не в лучшую сторону.
Они омрачают всю жизнь человека.
Воспитатель предлагает вспомнить ранее прочитанное произведение Н. И. Сладкова «Ёрш». Задаё т детям вопросы:
1. Можно ли по внешнему виду определить так же и ворчливого,угрюмого, сердитого человека?
2. Какое он вызывает отношение со стороны окружающих людей?
Затем воспитатель поясняет, что и наше занятие не случайно посвящено именно самоконтролю человека за своими эмоциями.
1. Разминочная часть.
Проводится упр. «Добро и зло»
Цель: учить детей обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами.
Дети парами поворачиваются лицом друг к другу и обговаривают, кто будет исполнителем,а кто наблюдателем задания.
По просьбе воспитателя один ребёнок закрывает глаза и представляет себе самого доброго человека,которого он знает и любит, направив на него все свои мысли и ощущения. После этого ребё нок должен про себя ответить на следующие вопросы:
Где в твоём теле расположено чувство доброты?
Какая у него температура?
Какой у него цвет?
Какое оно на ощупь?
Каким символом его можно обозначит?
Все, кто выполнил задание открывают глаза. Наблюдатели выслушивают рассказы своих партнёров и отвечают, можно ли было догадаться, что представляет себе первый участник упражнения. Затем исполнители снова закрывают глаза и представляют себе человека, который выводит из себя, злит, а воспитатель в это время задаёт предыдущие вопросы о доброте. Потом дети открывают глаза и снова обмениваются мнениями и впечатлениями.
Затем дети меняются ролями в парах. Упражнение повторяется ещё раз. В конце детям предлагается обобщить и описать испытанные чувства доброты и злости. Воспитатель подводит итог упражнения, задавая детям дополнительные вопросы:
Что же лучше любить или проявлять злобу по отношению к человеку?
Что происходит с человеком, когда он испытывает сильные чувства?
Существуют ли средства, которые помогают справиться с чувством злости?
2. Основная часть
Проводится игра «Выпустить пар»
Цель : учить детей в корректной форме выражать своё недовольство поступками, действиями сверстников для профилактики агрессивного, конфликтного поведения. Воспитатель вместе с детьми садится в круг. Каждый участник игры мысленно вспоминает о плохих поступках своих сверстников, на которых он сердится в последнее время. Затем каждый встаёт и подходит по очереди к тому, кому он будет обращаться с претензиями. Условие: тот. к кому обращаются, должен молча выслушать обвинительную речь в его адрес. Не обращать внимание даже на обидные слова. Пусть обвинитель, по правилам игры, «выпустит пар».Если кому-то не на что пока пожаловаться, то он может просто сказать: у меня ничего не накипело, мне нет необходимости «выпускать пар». В конце игры дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. Затем восп. просит детей подумать о том. что им сказали и поясняет, что в себе всегда можно постараться изменить то, что мешает другим. Об этом каждый может сказать в конце игры.
Вывод: желание измениться к лучшему- путь к открытому и естественному общению с людьми. «Выпустить пар»- это не ябедничество, выпускающий пар научить конфликтного человека выходить из сложных ситуаций, которые очень часто мешают людям общаться нормально.
3. Заключительная часть.
Проводится игра- беседа «Камушек в ботинке». Воспитатель предлагает детям подумать, нет ли в них в этот момент чего –то такого, что мешало бы им нормально общаться друг с другом, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказать о своих заботах и проблемах.
Воспитателю необходимо поощрять детей, использовать простую метафору «камушек в ботинке». С помощью которой они могут сообщить о своих трудностях. как только те возникают, не дожидаясь, когда «камушек» будет восприниматься обломком целой скалы, т. е. когда из крошечной проблемы вырастет огромная безвыходная ситуация. Дети должны понимать. Что с этой фразой они могут обратиться к воспитателю в любое время. Далее участники игры по очереди рассказывают о своих «камушках в ботинках».
IV. Контроль достигнутого уровня знаний
- Ребята давайте с вами ещё раз вспомним и закрепим полученные важные знания для положительного общения :
В жизни человек испытывает много отрицательных эмоций.
Они не дают людям нормально общаться друг с другом, делают общение трудным.
Отрицательных эмоций необходимо избегать, активно бороться с ними при помощи различных приёмов.
Молодцы!