Надя Таранова
Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная часть
Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.
Задачи:
• показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;
• обратить внимание на проблемы общения детей;
• формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.
Публикация «Круглый стол „Культура общения детей с взрослыми и сверстниками, Азбука общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Круглый стол для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими взрослыми, побуждение активности, проявления доброты, вежливости и сопереживания со сверстниками.
Продолжительность - 45 минут
Место проведения: музыкальный зал дошкольного отделения прогимназии.
Материалы и оборудование: альбомные листы, фломастеры, ватман, вырезанные из бумаги рукавички, сундучок (пуговица, бусинка, брошка, старые часы). Интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная работа: сбор методической литературы по данной тематике; проведение анкетирования родителей, а также опроса детей; создание проекта совместно с родителями по теме: «Общение ребенка в семье».
Ход круглого стола.
Воспитатель:
Звучит спокойная, приятная музыка.
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы рады встрече с вами! Сегодня мне хочется с вами поговорить о том, как мы общаемся друг с другом.
Родители это – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка всегда счастливым. Тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения. А сейчас я предлагаю вам немного поупражняться:Упражнение №1 «Пословицы»
Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаю соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц) Родители и дети делятся на пары.
Воспитатель:
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Итак, дружеские отношения – это важная составляющая в нашей жизни.
Упражнение №2 «Круг общения»
Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш ребёнок. А дети проговорят.
Возможные варианты: воспитатель, дети в группе и во дворе, сестры, братья.
Воспитатель:
У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.
В дошкольном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.
Общение со взрослыми важно для детей, но к старшему дошкольному возрасту дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить. Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт. Кроме того, дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Упражнение №3 «Секрет»
Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы, кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет.
Воспитатель следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
Упражнение №4 «Трудности в общении» (проблемы детей группы в сфере общения)
Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками
(ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).
Вывод: Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Мы с вами вместе сможем научить детей дружить и мириться в случае ссор.
Упражнение №5 «Рукавичка»
Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.
Воспитатель наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют
Упражнение №6 «Найди друга»
Упражнение выполняется среди детей или между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и т. д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Упражнение №7 «Трудная ситуация»
Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.
Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».
Родитель:
- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка;
- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему;
- обращается к родителям обидчика;
- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»;
- обвиняет «сам виноват»;
- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.
Вывод: в дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.
Итоги круглого стола :
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, зависит его будущее. Мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И. Резник).
IV.Рефлексия.
Упражнение «Сердце».
Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав в схемах -. .
По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка). Ведущий акцентирует внимание участников на том, что только раскрыв собственное сердце, возможно достичь полного и гармоничного контакта с окружающими, и только с открытым сердцем возможно понимание детской души, похожей на прекрасный, распустившийся цветок.
В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию культуры общения и поведения у детей и приглашаются на чаепитие.