Наталья Соловьева
Семинар-практикум «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка?»
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение правильно преподносить родителям негативную информацию о ребенке.
Категория участников: педагоги ДОУ.
Разминка «Мои ожидания»
Педагог-психолог бросает мяч каждому и просит заверщить предложение.
Сегодня мы собрались на…
Тема нашей встречи сегодня будет….
На этом занятии мне бы хотелось …
Я пришел на занятие потому что…
Публикация «Семинар-практикум „Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка?“» размещена в разделах
Для меня будет полезным сегодня…. и. т. п
Организационный момент
Невозможно представить работу педагога в детском саду без общения с родителями. Это происходит каждый день. Проведенное время в детском саду, не всегда бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер. Как строить такой разговор, что может помочь воспитателю в ведении разговора, как избегать конфликта в разговоре или сгладить его? Вот эти на вопросы мы попробуем с вами ответить в процессе нашего занятия.
Цель нашей встречи: совершенствование коммуникативно-речевых умений в общении с родителями.
Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
• улыбка,
• имя собеседника
• комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Необходимо приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней.
С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
• Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.
• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»:
«Я сам такой же, у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»)
Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Упражнение «Улыбка+комплемент»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — попроветствовать и сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Рефлексия: Что вы чувствовали, высказывая пожелания? Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
Консультация
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). В разговоре важно использовать различные техники (см. буклет).