Галина Монахова
Формирование речевой компетенции у лиц с ОВЗ как задача современной образовательной системы
▼ Скачать + Заказать документы
Современные изменения геополитических, общественных, социокультурных условий отражаются и в учебно-воспитательном процессе. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Жизнь в обществе предполагает постоянный процесс общения.
Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетентности.
Публикация «Формирование речевой компетенции у лиц с ОВЗ как задача современной образовательной системы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коммуникативная компетентность - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести какую-либо деятельность).
Можно сказать иначе: коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый опыт отношений с обществом человек приобретает рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и меняются. Вначале развитие ребёнка ограничено общением с близкими взрослыми. Затем круг его общения постепенно расширяется - в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
Учащиеся с ОВЗ не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции учащегося – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Одной из главных задач, стоящих перед образованием на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся на основе формирования у них ключевых социальных компетенций - информационной, самообразовательной, технологическая и коммуникативной. Но ведущая роль в процессе формирования личности, несомненно, принадлежит коммуникативной функции - речи.
Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ОВЗ осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации.
Социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру.
Нарушения речи у таких учеников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. В большинстве случаев у наших детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Поэтому такие дети, как никто другой, нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда. Для достижения наибольшей эффективности логопедического воздействия, коррекционная работа должна проводиться в тесном взаимодействии с учителями и специалистами.
Конечно, наиболее часто и тесно взаимодействовать приходится учителю-логопеду с учителями начальных классов и учителями письма и чтения. Но нельзя забывать о том, что учить и учиться говорить правильно и красиво – тяжелый труд, в котором должны быть заинтересованы и задействованы все учителя, специалисты и родители. Если каждый учитель (не важно, будь то учитель начальных классов, русского языка или географии) на своем уроке уделит пару минут упражнениям на развитие мелкой или общей моторики или артикуляционной гимнастике, или, что еще важнее, в процессе урока будет систематически поправлять звукопроизношение того или иного проблемного ученика, результат со временем удивит и обрадует всех участников коррекционного процесса.
Итак, как же может помочь учитель своему ученику в преодолении имеющихся у него речевых трудностей?
Очень важно применять индивидуальный подход уже при подборе заданий для ребенка с речевыми нарушениями. Предпочтение отдавать не репродуктивным формам работы (списать, вставить пропущенную букву, подчеркнуть, а тем, которые активизируют речемыслительную деятельность ученика – подбирать такие задания, которые помогут активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка; расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью; насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность в условиях дидактической коммуникации. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении, способствует полноценному овладению детьми академическими знаниями.
В процессе работы с детьми, обучающимися на дому и детьми с ОВЗ важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане, выработать у ребенка определенную степень самоконтроля. Формирование и совершенствование речевых действий должно осуществляться систематически, по следующим этапам:
Устная речь
1. Развитие понимания речи, контроль над ответами, на поставленные вопросы. Очень часто дети с интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития не воспринимают инструкцию. В таком случае приучать ребенка к выполнению инструкций нужно постепенно – начиная с короткой, односложной инструкции, сопровождаемой указанием («Дай», «Принеси» и т. д., которую потом, со временем, можно наращивать и таким образом усложнять.
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей теме, в процессе всех режимных моментов. Знакомя детей с новыми словами, очень важно грамотно подбирать наглядный материал – натуралистичная предметная картинка без искажения реального цвета предмета, муляж, а еще лучше наблюдения за предметом или явлением в реальном мире.
3. Постоянное совершенствование артикуляции, дикции, мелкой и общей моторики – включение в каждый урок, в проведение режимных моментов элементов артикуляционной гимнастики, физкультминуток на развитие общей моторики, упражнений для развития мелкой моторики и т. д.
4. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.
5. Совершенствование связной речи (разучивание стихотворений, отрывков из текстов, параграфов, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
Как помочь, если у ребенка проблемы с письмом или чтением?
1. На всем протяжении занятий ребенку необходим щадящий режим.
2. Не акцентируйте внимание ребенка на том, что вы производите проверку его темпа чтения. Надо сказать, что подобные проверки техники чтения давно уже вызывают справедливые замечания у психологов и дефектологов. У всех своя скорость выполнения заданий, и если один единственный ребенок из класса читает по слогам тогда, как его одноклассники давно читают целыми словами, не стоит подгонять его под уровень остальных учеников. Такие упражнения могут привести к стойкой сформированности у ребенка «угадывающего» типа чтения, «глотания» букв, слогов и слов, а также нанести ребенку психотравму и последующий отказ от чтения в принципе.
3. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с нарушением письма неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
5. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком активно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым, хорошим результатам.
Если вам предстоит написать с «речевым» ребенком диктант, очень важно учитывать специфику его речевого развития и также соблюдать следующие правила:
1. Текст обязательно прочитывается целиком, не менее двух раз. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ученик вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «очень трудно», тогда укажите на них сами, выясните, известны ли ему понятия «безударные гласные» и другие правила русского языка.
2. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество слов или запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех, четырехкратного прочтения) продолжайте писать.
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: соблюдение этих несложных правил и принципов индивидуального подхода, последовательности в работе, принципа перехода от простого к сложному, отказ от диктантов и чтения на скорость, саморазвитие в педагоге таких привычек как спокойное восприятие ошибок ребенка, контроль над звукопроизношением на уроках, во время режимных моментов, на переменах, тесная взаимосвязь в работе со специалистами и родителями, помогут если и не ликвидировать полностью нарушения устной речи, письма и чтения, то хотя бы минимизировать их, обеспечив таким образом ребенку с ОВЗ возможность в дальнейшем быть полноценным членом общества за счет относительно сформированной у него речевой, т. е. коммуникативной компетенции.