Александра Мельникова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» с элементами нейропсихологического взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме: «Автоматизация звука Р», с элементами нейропсихологического взаимодействия. Подготовительная группа.
Цель: Автоматизация, четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р]“ с элементами нейропсихологического взаимодействия» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
слогах,словах, предложениях, чистоговорках;
уточнить артикуляцию звука [Р];
дать развернутую характеристику звука Р;
развивать фонематическую базу;
упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
закрепить зрительный образ буквы [Р];
расширять словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
развивать зрительное и фонематическое восприятие, память;
мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
развивать межполушарные связи;
Коррекционно-воспитательные;
формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: игрушка жираф, машинка, салфетка, шарики, камушки, две коробки, картинный материал представлен в приложении.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это жираф Рома. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить
все задания и упражнения. Давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”, посмотрел по сторонам (“часики”, почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”, подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
3. Упражнение на дыхание «Фокус».
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
4. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
5. Характеристика звука
- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
6. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука. (Приложение 1)
Наш гость жираф приехал к нам с разными дорожками, давай прокатим Рому в его грузовике по дорожкам и порычим как мотор грузовика.
(Сначала правой рукой, потом левой, затем двумя)
7. Автоматизация звука [Р] в слогах :
Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:
Ра
Ро
Ры
Ар
Ор
Ур
Дра
Бра
кра
гра
рма
рмо
8. Игра «Большой-маленький».
-Жираф предлагает тебе выполнить еще одно задание. Он будет называть большой предмет, а ты – маленький. Когда жираф будет говорить слово, ты будешь класть шарик, а когда слово будешь говорить ты, то будешь класть камушек.
Перо – перышко
Барабан-
Корова-
Рыба-
Арбуз-
Шар-
Ракета-
Роза-
Огород-
Ракушка-
Морковь-
А теперь давай сложим фишки на свои места, по очереди берешь фишки и кладешь красные фишки левой рукой в правую коробку и хлопаешь в ладоши, а синие берешь правой рукой и кладешь в левую коробку, хлопаешь ладошками по столу.
9. Физкультминутка
Ребенок проговаривает чистоговорку и выполняет движение.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками).
10. Игра “Что пропало?” (Приложение 2)
- Сейчас поиграем в игру. Назови картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. А теперь закрой глаза, открой и назови ту картинку, какую я забрала. (игра проводится 3 раза).
11. Звуковой анализ и синтез. (Приложение 3)
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р, какой звук второй? (звук А, какой звук третий? (звук К).
12. Мозговая гимнастика. Видео (Приложение 4)
13. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, жираф Рома непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
15. Итог занятия. (Приложение 5)
Соня, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Рома очень доволен, что ты ему помогла научиться говорить звук [р]. И за это, он приготовил тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.