Светлана Топчиева
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [Л] в словах и фразе»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [Л] в словах и фразе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Хвалынска
К О Н С П Е К Т
ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Подготовила :
Учитель – логопед
С. В. Топчиева
2018 год
Конспект подгруппового логопедического
занятия с дошкольниками старшей группы
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе „Автоматизация звука [Л] в словах и фразе“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Подготовила учитель-логопед Топчиева С. В.
Диагноз: ФФНР
Возраст 6 - 7 лет
Коррекционно-образовательные:
отрабатывать дикцию; учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Приучать детей к самостоятельности суждений;
Формировать умение правильно образовывать сложные существительные путём слияния двух основ при помощи соединительных гласных О ;
Совершенствовать грамматический строй речи - закреплять умение правильно употреблять в самостоятельной речи существительные множественного числа с разными формами слов (например человек-люди, лоб-лбы, туловище-туловища);
Продолжать учить различать понятия СЛОГ – СЛОВО; СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Помогать правильно строить сложносочинённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (сначала, а потом);
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать фонематический слух: находить слова со звуком [Л] в предложении; определять место звука в слове; развивать умение различать на слух звуки [Л] и [ЛЬ];
развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;
развивать общую, мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать трудолюбие, взаимопомощь;
совершенствовать внимание, память, мышление;
воспитывать интерес к различным видам словесно-дидактических игр;
формировать самостоятельность, инициативность, желание правильно произносить звуки речи;
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
способствовать укреплению физического здоровья ребенка;
способствовать снятию усталости и напряжения;
Предварительная работа: Дети рисовали свои портреты, лепили человечков из пластилина.
Форма организация обучения: подгрупповая.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социализация».
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята, посмотрите, сегодня у нас гости! Они пришли посмотреть на вас, послушать и еще раз порадоваться вашим успехам. Скажу вам по секрету, сегодня вас ждут интересные игры и сюрпризы!
-Посмотрите, пожалуйста, на экран (первый слайд, на котором изображен идущий человек и идущие люди).
-Слева кого вы видите? Кто идет? Правильно, идет человек. А справа? Идут «человеки»? Можно так сказать? Это будет правильно? Нет? А как правильно? Исправьте меня, пожалуйста. Да, молодцы, правильно будет – идут люди.
-Послушайте, те звуки, которые я сейчас выделю в словах, одинаково будут звучать? (произношу слова «человек» и «люди», выделяя звуки [Л] и [ЛЬ]) Да, правильно, они звучат по-разному. В слове «человек» чья песенка звучит? (песенка большой лодки - [Л] - твёрдый звук) А в слове «люди»? (песенка маленькой лодки – [ЛЬ] – мягкий звук) Молодцы, что вы умеете их различать.
II. Сообщение темы
-Но сегодня мы подробнее остановимся на твёрдом звуке [Л], будем продолжать учиться правильно произносить этот звук в словах и предложениях.
III. Ход занятия :
На экране следующий слайд (части тела человека). Рассматриваем с ребятами, называем части тела. Условия такие : если дети слышат в словах-названиях твёрдый звук [Л] - должны хлопнуть в ладоши. (голова, шея, нос, рот, лоб и т. д.)
-Ребята, назовите самое короткое слово с твёрдым звуком [Л]. Да, это лоб, молодцы! Сколько в этом слове слогов? А теперь назовите самое длинное слово (туловище).
Выясняем с детьми, сколько в каждом из этих слов слогов (выкладываем количество деталей конструктора по количеству слогов в словах и считаем их, место нахождения звука в словах, множественное число слов лоб, туловище.
Различение понятий «слог», «слово»
- А сейчас, ребята, играем в игру. Игра называется «Слово или слог». Я буду называть слова и слоги, а вы мне будете показывать руками, что я назвала. (Логопед называет, дети показывают. При произнесении слога дети показывают комбинацию из большого и указательного пальца в виде скобы. А при произнесении слова дети выставляют руки перед грудью на расстоянии 20-25 см, ладошками внутрь)
Автоматизация звука «Л» в словах
Приглашаю двоих детей в середину комнаты (Тимура и Диму) и говорю, что у всех людей есть глаза, лоб, уши, руки, ноги. Но люди не похожи друг на друга, а отличаются цветом волос, глаз; формой носа, ушей. Если у Тимура рыжие волосы, значит он по цвету волос какой? Как сказать, одним словом? Правильно, рыжеволосый. А у Димы волосы светлые. Он какой по цвету волос? Молодцы, светловолосый.
Потом приглашаю девочек (Наташу и Настю) и провожу с ними аналогичную работу.
Различение понятий «слова» и «предложения»
-А сейчас поиграем еще в одну игру. Игра называется «слово или предложение». Называю предложения или слова, дети показывают руками:
(Лампа, пила, кошка лакает молоко, молоток, стол, на столе лежит пенал) Дети выкладывают схему предложения «На столе лежит пенал»,считают сколько слов. Далее логопед называет предложение «Пенал лежит на столе» и просит детей подумать, подходит ли схема, которую они выложили, для этого предложения. Что не так? Что нужно изменить? Дети меняют схему предложения.
-А сейчас мы поиграем в игру «Летает-плавает-надевают-едят», внимание на экран.
Необходимо разделить предметы, изображенные на экране, на 4 группы и назвать, что? (кто) летает, плавает. Что надевают, что едят? Дети по очереди называют словосочетания, логопед контролирует произношение звука «Л» в словах.
Автоматизация звука «Л» в предложениях
Следующий слайд - почтальон.
- Ребята, вы когда-нибудь получали письма? Нет, наверное, никто из вас писем не получал. А сегодня вы все получите письма (показываю конверты) Эти конверты необычные, адреса на них нет, видите? Но эти письма нашли своих получателей, потому что почтальоны использовали в качестве адреса ваши портреты, которые вы когда-то рисовали. И вы без труда сможете отыскать свое письмо. Ищите свои письма (дети находят, берут свои конверты и держат их в руках. Пока конверты не вскрыты, логопед объясняет детям, что раньше люди писали друг другу письма, отправляли поздравления по почте, а сейчас все это уже в прошлом, потому что есть электронная почта, и люди не пишут письма друг другу, в этом нет уже такой необходимости. А как приятно получить такое красивое письмо, и посмотреть, что написал друг или родственник. И вот сегодня мы с вами поучимся вскрывать конвертики и мы посмотрим что вам прислали.) Дети вскрывают конверты, достают оттуда картинки. Дети составляют предложения по картинкам. Приятно вам было? Сюрприз понравился? Вот эти письма вы заберете себе домой, и покажете своим родителям.
Развитие логического мышления;
Игра «Что было раньше, что было потом»
У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением этапов взросления человека (от грудного ребёнка до человека пожилого возраста).
Дети стрелками указывают последовательность этих этапов.
Cоставление сложносочинённого предложения, используя языковые средства для соединения их частей (сначала, а потом);
Работа с пластилином:
У детей на столах под салфетками лежат поделки, изготовленные ими заранее.
Логопед предлагает детям подойти к компьютеру и выбрать себе предмет, который они будут лепить. После этого дети садятся за столы и приступают к работе.
По окончании работы, логопед предлагает каждому ребёнку рассказать о том, что он сделал раньше, а что потом.
IV. Организация окончания занятия.
В конце занятия поощряю детей, спрашиваю, чем занимались, какие звуки учились различать, о чём говорили.