Мария Плужникова
Консультация «АВА-терапия для подростков и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: М. А. Плужникова
педагог-психолог МБДОУ №39
г. Канска, Красноярского края
"Ава - терапия для подростков и взрослых"
Существует стереотип - "АВА применяется только для маленьких детей с аутизмом". Немногие знают, что методики АВА применяются для развития навыков и коррекции поведения в любом возрасте, и также не зависят от диагноза. Некоторым педагогам и родителям сложно представить себе взрослого человека, который сидит за столом и повторяет действия за педагогом или указывает на разложенные картинки, и поэтому эти педагоги скажут, что АВА взрослому человеку с особенностями не подойдет. Они будут абсолютно правы в том, что такой формат работы не подходит подросткам и взрослым, но не правы в том, что не подходит АВА.
Публикация «Консультация „АВА-терапия для подростков и взрослых“» размещена в разделах
Такая путаница возникает потому, что многие подразумевают под АВА программы раннего интенсивного вмешательства, которые применяются для детей с аутизмом в очень раннем возрасте - от полутора лет до 6-ти.
Целью этих программ является развитие речевых навыков ребенка, формирование учебного поведения, формирование навыков игры и общения со сверстниками.
По мере того как взрослеет ребенок, цели в АВА программе смещаются, и акцент в работе для взрослого ребенка ставится уже не на речевые и игровые навыки, а на навыки коммуникации, навыки самопомощи и самообслуживания и навыки проведения досуга. Другими словами, с маленьким трехлетним ребенком педагог будет разучивать упражнение на имитацию движений, сортировку категорий, наименование карточек и выполнение инструкций в пространстве комнаты, но не будет его учить самостоятельно натягивать носки, т. к. в этом возрасте от ребенка не ожидается полностью самостоятельное действие в этой сфере. С подростком педагог будет разучивать самостоятельное натягивание носков, мытье посуды, складывание полотенец в шкаф и поход в магазин.
Применение АВА всегда направлено на изменение социально значимого поведения, и в подростковом возрасте значимым становится то, что человек с особенностями может жить как можно более полноценной и самостоятельной жизнью. Следовательно, целью применения АВА в подростковом возрасте является формирование таких навыков, которые позволят человеку достичь наиболее качественного жизненного уровня.
Вследствие изменения целей изменяются и методы.
Методы обучения подростков и взрослых :
• Метод формирования поведения, цепочки поведения.
В основе метода формирования поведения, или шейпинга, лежит систематическое преобразование уже существующего поведения в новое, более совершенное. В процессе преобразования поведения функциональные реакции усиливаются, а нежелательные корректируются или игнорируются. С помощью пошагового формирования цепочки поведения можно обучить таким навыкам, как разогреть еду или делать покупки. Нужно раздробить это сложное действие на отдельные действия, и последовательно обучать этим действиям с помощью подсказок и поощрений.
• Метод «случайного обучения»
Этот метод проводится в несколько этапов:
1. подготовка окружающей обстановки (обогащение ее стимулами, вызывающими интерес);
2. ожидание проявления инициативы;
3. формирование более сложной коммуникативной реакции;
4. предоставление желаемого стимула.
• Метод «формирование реакции»
Суть метода заключается в поощрении за улучшение реакций, а более простые или некачественные реакции не поощряются. С помощью этого метода можно научить пользоваться туалетной бумагой по назначению или спокойно ходить по улице, не вокализируя и не размахивая руками.
• Метод обучения с помощью карточек PECS или жестов
Метод, с помощью которого учатся общаться не говорящие люди. Первоначально ученика обучают давать изображение желаемого объекта партнеру по коммуникации, чтобы получить желаемый объект.
PECS состоит из нескольких фаз:
1. «как» вступать в коммуникацию,
2. настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации,
3. выбор нужного изображения,
4. структура предложения,
5. просьба в ответ на вопрос,
6. комментирование.
• Метод «социальные истории» или Video-Modeling
Метод для умеющих говорить. Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки. Использование видео (Video-Modeling) для обучения социальным навыкам является эффективным и широко-распространенным методом. На видео обыгрывается определенный сюжет (общение между взрослыми, социальные правила, и так далее). Ученик с аутизмом просматривает видео и сразу после просмотра пытается повторить сюжет в действительности.
Например, на видео снимается несколько различных повседневных и игровых ситуаций, в которых принимают участие 2 партнера. Эти ситуации обыгрываются по определенному сценарию, который заранее продуман и включает основные социальные действия - занятие одним и тем же видом деятельности, разговор на соответствующую тему, помощь партнеру, совместные действия с предметами. Каждая ситуация длится 4-5 минут.
Ученик просматривает видеозапись, и сразу же после просмотра тренирует выполнение действий по этому же сценарию.
В процессе обучения используются различного вида поощрения, в зависимости от эффективности и индивидуальных предпочтений. Это могут быть пищевые поощрения или игрушки, но чаще используются жетоны или другие обобщенные усилители.
Для того, чтобы определить чему обучать и как, в АВА используются инструменты оценки навыков. А в подростковом возрасте и для взрослых людей с особенностями используются другие инструменты, например "Essential for Living" (руководство жизненно важных навыков) и AFLS.
Эти инструменты предназначены для оценки важных навыков в этом возрасте, таких как умение оказать самому себе первую помощь (например, наклеить пластырь на рану, умение разогреть или приготовить еду, умение пользоваться туалетной бумагой и стирать вещи, умение спокойно ходить по улице, делать покупки в магазине, и занимать себя функциональной деятельностью в свободное время. При использовании этих инструментов специалист может определить, какие навыки у подростка уже сформированы, а какие еще нет, и выбрать цели для обучения.
Как в младшем возрасте, так и для взрослых наиболее важной целью является коммуникация, и работа над этой целью не прекращается никогда.
Коррекция проблемного поведения в этом возрасте также основывается на результатах функциональной оценки, как и в младшем возрасте. Следует помнить, что поведенческие проблемы чаще всего происходят на фоне отсутствия навыков коммуникации (человек не может попросить то, что он хочет или отказаться от того, чего не хочет) или отсутствия навыков проведения досуга (не знает чем заняться, и обучение его этим адаптивным навыкам чаще всего и является наиболее эффективным методом коррекции.
Используя инструменты прикладного анализа поведения можно значительно улучшить качество и уровень жизни любого человека, вне зависимости от возраста и диагноза.