Получи документы

Консультация «АВА-терапия для подростков и взрослых»

Мария Плужникова
Консультация «АВА-терапия для подростков и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: М. А. Плужникова

педагог-психолог МБДОУ №39

г. Канска, Красноярского края

"Ава - терапия для подростков и взрослых"

Существует стереотип - "АВА применяется только для маленьких детей с аутизмом". Немногие знают, что методики АВА применяются для развития навыков и коррекции поведения в любом возрасте, и также не зависят от диагноза. Некоторым педагогам и родителям сложно представить себе взрослого человека, который сидит за столом и повторяет действия за педагогом или указывает на разложенные картинки, и поэтому эти педагоги скажут, что АВА взрослому человеку с особенностями не подойдет. Они будут абсолютно правы в том, что такой формат работы не подходит подросткам и взрослым, но не правы в том, что не подходит АВА.

Публикация «Консультация „АВА-терапия для подростков и взрослых“» размещена в разделах

Такая путаница возникает потому, что многие подразумевают под АВА программы раннего интенсивного вмешательства, которые применяются для детей с аутизмом в очень раннем возрасте - от полутора лет до 6-ти.

Целью этих программ является развитие речевых навыков ребенка, формирование учебного поведения, формирование навыков игры и общения со сверстниками.

По мере того как взрослеет ребенок, цели в АВА программе смещаются, и акцент в работе для взрослого ребенка ставится уже не на речевые и игровые навыки, а на навыки коммуникации, навыки самопомощи и самообслуживания и навыки проведения досуга. Другими словами, с маленьким трехлетним ребенком педагог будет разучивать упражнение на имитацию движений, сортировку категорий, наименование карточек и выполнение инструкций в пространстве комнаты, но не будет его учить самостоятельно натягивать носки, т. к. в этом возрасте от ребенка не ожидается полностью самостоятельное действие в этой сфере. С подростком педагог будет разучивать самостоятельное натягивание носков, мытье посуды, складывание полотенец в шкаф и поход в магазин.

Применение АВА всегда направлено на изменение социально значимого поведения, и в подростковом возрасте значимым становится то, что человек с особенностями может жить как можно более полноценной и самостоятельной жизнью. Следовательно, целью применения АВА в подростковом возрасте является формирование таких навыков, которые позволят человеку достичь наиболее качественного жизненного уровня.

Вследствие изменения целей изменяются и методы.

Методы обучения подростков и взрослых :

• Метод формирования поведения, цепочки поведения.

В основе метода формирования поведения, или шейпинга, лежит систематическое преобразование уже существующего поведения в новое, более совершенное. В процессе преобразования поведения функциональные реакции усиливаются, а нежелательные корректируются или игнорируются. С помощью пошагового формирования цепочки поведения можно обучить таким навыкам, как разогреть еду или делать покупки. Нужно раздробить это сложное действие на отдельные действия, и последовательно обучать этим действиям с помощью подсказок и поощрений.

• Метод «случайного обучения»

Этот метод проводится в несколько этапов:

1. подготовка окружающей обстановки (обогащение ее стимулами, вызывающими интерес);

2. ожидание проявления инициативы;

3. формирование более сложной коммуникативной реакции;

4. предоставление желаемого стимула.

• Метод «формирование реакции»

Суть метода заключается в поощрении за улучшение реакций, а более простые или некачественные реакции не поощряются. С помощью этого метода можно научить пользоваться туалетной бумагой по назначению или спокойно ходить по улице, не вокализируя и не размахивая руками.

• Метод обучения с помощью карточек PECS или жестов

Метод, с помощью которого учатся общаться не говорящие люди. Первоначально ученика обучают давать изображение желаемого объекта партнеру по коммуникации, чтобы получить желаемый объект.

PECS состоит из нескольких фаз:

1. «как» вступать в коммуникацию,

2. настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации,

3. выбор нужного изображения,

4. структура предложения,

5. просьба в ответ на вопрос,

6. комментирование.

• Метод «социальные истории» или Video-Modeling

Метод для умеющих говорить. Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки. Использование видео (Video-Modeling) для обучения социальным навыкам является эффективным и широко-распространенным методом. На видео обыгрывается определенный сюжет (общение между взрослыми, социальные правила, и так далее). Ученик с аутизмом просматривает видео и сразу после просмотра пытается повторить сюжет в действительности.

Например, на видео снимается несколько различных повседневных и игровых ситуаций, в которых принимают участие 2 партнера. Эти ситуации обыгрываются по определенному сценарию, который заранее продуман и включает основные социальные действия - занятие одним и тем же видом деятельности, разговор на соответствующую тему, помощь партнеру, совместные действия с предметами. Каждая ситуация длится 4-5 минут.

Ученик просматривает видеозапись, и сразу же после просмотра тренирует выполнение действий по этому же сценарию.

В процессе обучения используются различного вида поощрения, в зависимости от эффективности и индивидуальных предпочтений. Это могут быть пищевые поощрения или игрушки, но чаще используются жетоны или другие обобщенные усилители.

Для того, чтобы определить чему обучать и как, в АВА используются инструменты оценки навыков. А в подростковом возрасте и для взрослых людей с особенностями используются другие инструменты, например "Essential for Living" (руководство жизненно важных навыков) и AFLS.

Эти инструменты предназначены для оценки важных навыков в этом возрасте, таких как умение оказать самому себе первую помощь (например, наклеить пластырь на рану, умение разогреть или приготовить еду, умение пользоваться туалетной бумагой и стирать вещи, умение спокойно ходить по улице, делать покупки в магазине, и занимать себя функциональной деятельностью в свободное время. При использовании этих инструментов специалист может определить, какие навыки у подростка уже сформированы, а какие еще нет, и выбрать цели для обучения.

Как в младшем возрасте, так и для взрослых наиболее важной целью является коммуникация, и работа над этой целью не прекращается никогда.

Коррекция проблемного поведения в этом возрасте также основывается на результатах функциональной оценки, как и в младшем возрасте. Следует помнить, что поведенческие проблемы чаще всего происходят на фоне отсутствия навыков коммуникации (человек не может попросить то, что он хочет или отказаться от того, чего не хочет) или отсутствия навыков проведения досуга (не знает чем заняться, и обучение его этим адаптивным навыкам чаще всего и является наиболее эффективным методом коррекции.

Используя инструменты прикладного анализа поведения можно значительно улучшить качество и уровень жизни любого человека, вне зависимости от возраста и диагноза.

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста» Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Каждый педагог знает, что движение.

Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых»Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых» «Азбука финансов для взрослых» (Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности) «Можно смотреть на деньги свысока,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Консультация для взрослых «Покормите птиц зимой»Консультация для взрослых «Покормите птиц зимой» Консультация для взрослых. «Покормите птиц зимой» Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь. Задача взрослых - воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «АВА-терапия для подростков и взрослых»
Опубликовано: 10 марта 2022 в 17:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «АВА-терапия для подростков и взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Плужникова (УИ 485964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД