Светлана Геннадьевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Машины-помощники. Придумывание загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития творческих способностей у детей развивать речь посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи:
• Систематизировать и углубить знания детей о транспорте специального назначения;
• формировать умение составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения;
• способствовать формированию умения подбирать к заготовленному четверостишию подходящую по смыслу рифму;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: „Машины-помощники, Придумывание загадок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
• развивать способность детей придумывать короткие четверостишия;
• учить последовательно, излагать свои мысли;
• упражнять детей в подборе рифм к словам.
• закрепить понятие «рифма».
• поощрять совместное стихосложение.
• формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме;
• развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
• создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству
Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава», якорь.
Действия: убирает, перевозит, поднимает, проводят, колет лед, тушит, ловит рыбу, спасает.
Предварительная работа: Чтение отрывка из произведения Н. Носова «Приключение Незнайки в цветочном городе» - как Незнайка сочинял стихи; стихотворение Д. Чиарди «Рифмы», словесная игра «Продолжи слово», отгадывание загадок.
Материал: Картинки с изображением транспорта специального назначения, сюжетные картинки, плоскостная фигурка птицы Рифмоплёта.
План работы: 1. Погружение в сказочную атмосферу. 2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». 3. Придумывание рифмующихся слов. 4. Игра «Да – нет» 5. Игра «Продолжалка» 6. Игра «Что для чего?» 7. Моделирование загадок.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, птица Рифмоплёт к нам прилетела вновь. Ей очень понравилось стихотворение, которое вы сочинили на прошлом занятии. А сегодня она прилетела с ответным стихотворением для вас:
На лугу поспела травка,
Травку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
Вопросы к детям:
Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении рифмуются?
Дети: (Травка — Машка, обед — нет. ,
Воспитатель: а к слову бодается придумайте рифму
Дети: - питается.
Воспитатель: -А когда корова бодается?
-Чем питается корова?
– рассуждения детей.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить загадку про корову.
Дети: (Она бодается, когда бывает злою и питается травою (корова) – это сочинили дети)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра называется: «Придумай как можно больше рифмующихся слов» :
палка, галка, скалка, скакалка, свалка;
нос, пес, кокос,воз;
салат, халат, пират, карат, парад, наряд и т. д.
Рифмоплё т: Ребята! А чем вы сегодня будете заниматься?
Воспитатель: - Рифмоплёт, мы сегодня с ребятами поговорим о машинах – помощниках или по другому можно сказать: транспорт специального назначения, и будем учиться придумывать загадки.
Рифмоплё т: А что такое транспорт специального назначения? Зачем он нужен?
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Рифмоплёту и расскажем ему, что же это за машины?
Дети: Это машины — помощники. Они помогают людям выполнять трудную работу.
Воспитатель: - У машин разное назначение. Есть транспорт, который работает в море. Какие виды транспорта вы знаете? Назовите его.
Дети: (Ледокол, катер - спасатель, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер.)
Воспитатель: Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его.
Дети: (Камаз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран.)
Воспитатель: - Если я произнесу слово — железная дорога, о каком транспорте идет речь?
Дети: (Поезд, электричка)
Почему?
Воспитатель: - Если я скажу слово шасси — о каком транспорте я говорю? Почему?
- Почему машину называют молоковоз, бензовоз?.
- У какого транспорта есть крылья. (Самолет).
- Рифмоплёт, ты любишь играть?
Игра: «Зачем нужны?».
Воспитатель: - Каждый транспорт имеет свое назначение.
Расскажите, ребята, Рифмоплёту, зачем нужна пожарная машина
Дети: — пожарная машина тушит пожар.
Рыболовецкое судно — рыболовецкое судно ловит рыбу.
Подъемный кран — подъемный кран нужен для того, чтобы поднимать грузы.
Бензовоз — бензовоз нужен для того, чтобы перевозить бензин.
Рифмоплё т: Я тоже знаю специальную машину, она тоже помогает людям. Стиральная машина нужна для того, чтобы стирать белье.
Воспитатель: - Ребята, прав Рифмоплёт? С чем вы не согласны? Рассуждения детей:
- Это машина? Да.
- У нее есть мотор? Да.
- Она помогает человеку выполнять трудоемкую работу? Да.
- Это транспорт? Нет. Почему?
Воспитатель: - А кто же управляет транспортом?- придумайте слово – рифму :
.Самолётом правит-… (лётчик,
Трактор водит-… (тракторист,
Электричку – … (машинист,
Подъемный кран-… (крановщик)
Кто всё знает – молодец!
Физкультурная пауза. «Раз, два, три – машину покажи»
Изображение транспорта (Самосвал, вертолет, каток, подъемный кран.)
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами учиться составлять загадки о транспорте специального назначения и Рифмоплёта научим. Слушай Рифмоплёт внимательно и запоминай.
Выставить на доску картинку (перевернутую изображением вниз).
Воспитатель: - Что это?
- Какой транспорт у меня на картинке?
Рассуждения детей.
- Я загадала вам загадку, вы можете ее отгадать? Нет.
- Почему?
Дети выдвигают свои версии.
Воспитатель: -У нас есть карточки помощники (символы).
Моделирование.
Правило: Составляя загадку нужно не называя транспорт описать его: Рассказать о способе передвижения, назвать особенности строения (назвать такую деталь, которой нет у другого транспорта) которая свойственна только ему, рассказать о назначение транспорта. В конце задается вопрос.
Придумывание загадок можно проводить и в форме игры: «Да — нет».
Это наземный транспорт, водный, воздушный транспорт?
У этой машины есть кузов, штурвал, бак с водой.
Она поливает, спасает, спешит на помощь.
Это. машина?
Трудно было догадаться? Составляют загадку все вместе.
Рифмоплё т: Понял, я все понял. Можно я загадаю загадку?
Это ледокол, он колет толстые льды и проводит корабли. Что это?
Воспитатель: - Ребята, правильно Рифмоплёт составил загадку?
- Где ошибка?
- Помогите Рифмоплёту исправить ее.
Физкультминутка.
По улице мчатся машины :
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Воспитатель: - Посмотрите на картинки и попытайтесь сочинить свою загадку.
Поможет вам карта — подсказка (модель).
Составление загадок детьми. 4-5 загадок.
Например:
Дети: - Эта машина работает на стройке. У него есть длинная рука - стрела. Он поднимает на этажи, кирпичи, панели. Может разгружать и погружать тяжелые грузы. Что это? Подъемный кран.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку в стихотворной форме:
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
Подъемный кран.
Дети: - Это наземный транспорт. Этой машине, освобождают дорогу на улице все остальные машины, на кузове изображен красный крест. Машина спешит на помощь больному. Что это? Скорая помощь.
Воспитатель: А теперь моя загадка : Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу.
(Скорая помощь)
Дети: - Эта машина большая, красного цвета. У нее есть раздвижная лестница, бак с водой, длинные шланги. Она тушит пожары. Что это? Пожарная машина.
Воспитатель: И про эту машину у меня есть загадка, послушайте: Полыхает дом. Кошмар!
Укротит она пожар.
(Пожарная машина)
Рифмоплё т: Можно я загадаю свою загадку? - Это машина. У нее есть руль, фары, кабина, бак. Что это?
Воспитатель: - Ребята, мы можем точно определить, какой это транспорт? Почему? Где ошибся Рифмоплёт?
Рифмоплё т: - Простите, я забыл сказать, она перевозит бензин. Что это?
Воспитатель: - Молодец, Рифмоплёт, сам исправил, уточнил. За это я и твоей машине подарю загадку в стихах :
Силач на четырех ногах,
Носит бочку на плечах
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Бензовоз)
Рифмоплё т: Мне очень понравились загадки в стихах. Давайте придумаем загадку все вместе про полицейскую машину!
В: Хорошо, Рифмоплет. Я предлагаю тебе тогда поиграть в игру «Продолжалка».
Игра «Продолжалка»
В: - Я буду читать стихотворную строку, а вы продолжите дальше в рифму.
- Эта машина замигает синим глазом
….
Дети: И за нарушителем помчится сразу (придумывание рифмы детьми)
(Полицейская машина)
Воспитатель: Ребята, а птица Рифмоплёт принесла вам веселые стихи, но из них убежало слово-рифма. Чтобы стихи получились красивые, нужно найти слово-рифму, поможем ей?
Налили бензину
Завели (машину)
Сели мы в машину
Зашуршали (шины)
Опустела мостовая
И уехали (трамваи)
Нажимаю на педаль
И машина мчится (в даль)
Вот бежит поднявши пыль
По шоссе (автомобиль)
Итог.
В: Ребята, чья загадка понравилась вам больше всего, почему? Рассуждения детей.
Рифмоплё т: Спасибо, ребята, я очень много узнал о транспорте, который помогает человеку выполнять трудную работу. Теперь пойду и поделюсь своими знаниями со своими друзьями - малышами и малышками из Цветочного города, научу их придумывать загадки. Спасибо! До свидания!