Светлана Алюшева
Артикуляционная гимнастика с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика с детьми.
Мы правильно произносим различные
звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей
подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного
аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный
двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью,
Публикация «Артикуляционная гимнастика с детьми» размещена в разделах
сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие
движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют
роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Точность,сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка
постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы
речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных
мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс
голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань,
трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду
упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости,
плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются :
· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнаст
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
1. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде.
2. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более
4-3 упражнений за раз.
5. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
6. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
7. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
8. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
9. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
10. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
При выполнении артикуляционной гимнастики большое значение имеет также наглядный материал. Просмотреть описание упражнений можно здесь: