Получи документы

Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников

Любовь Копытова
Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Проблема развития речи всегда была значимой в работе с дошкольниками, но она становится все более актуальной в связи с негативными факторами, влияющими на снижения уровня речевого развития.

Публикация «Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Работая по этой теме, я решала проблему, как сделать, чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью. Эффективное решение этой задачи возможно при условии учета ведущей в этом возрасте деятельности дошкольника. Это - игра, в ходе которой создаются наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремиться научиться тому, что еще не умеет.

Я считаю что, для того, чтобы получить положительную динамику развития ребенка, необходима организация развивающей предметно-пространственной среды группы; создание комфортной атмосферы в общении с воспитанниками на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия и правил общения ТРИЗ.

В моей группе созданы условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления их здоровья. Это центры различной направленности: двигательной активности, сюжетно-ролевых игр, природы, «Моя безопасность», математики, строительства, экспериментирования, изобразительной деятельности, музыкального творчества. Взаимодействие детей в среде группы помогает инициировать их речевую активность, разбудить в каждом ребенке интерес к слову.

Для повышения эффективности речевого развития оборудовала речевой центр для совместной и самостоятельной деятельности детей. В речевом центре находится все необходимое для совместной и самостоятельной работы. Это рабочий стол, большое зеркало, индивидуальные зеркала, сюжетные и предметные картинки, карточки для артикуляционной гимнастики, разнообразные поддувалочки, дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, карандаши-штампы, книги с речевыми упражнениями, «речевой дворик» (чудо-дерево, дидактический домик, копилка слов, альбом с интересными высказываниями детей и др.

Систематическое ежедневное выполнение несложных упражнений артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

Сопровождение упражнений стихами превращает совместную деятельность в игру и очень нравится дошкольникам. Наглядный материал помогает привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Игры на развитие звуковой культуры речи. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка». Тянем губы мы к ушам улыбнемся малышам. Тянем губы прямо к ушкам и сердиться нам не нужно. (Губы в улыбке, зубы видны.)

«Заборчик». Из зубов заборчик строй – ровный, белый, не косой. Губки широко открой, чтоб заборчик видеть свой. (Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним).

«Лопатка». Язычок наш как лопатка – очень ровный, очень гладкий. Атакой лопаткой и копать приятно. (Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт).

«Желобок». Я послушный язычок превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок. По нему ручей течет. (Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок).

«Чашечка». Мы чаек горячий будем пить на даче. Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче. (Язык удерживает «чашечку»).

«Грибок». Вырос гриб большой в лесу, в садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять – гриб мне надо удержать. (Язык присасывается к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка)

«Горка». Горка длинная у нас! Мы покатимся сейчас. Ты на горке удержись, плавно, медленно катись. (Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена)

«Иголочка». Я иголку острую для шитья готовлю. Крепко я ее держу, никого не уколю. (Рот приоткрыт, кончик языка – узкий, губы не касаются языка)

«Вкусное варенье». Мы сегодня ели вкусное варенье, а теперь по кругу мы оближем губы. (Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу)

«Гармошка». На гармошке мы играем, рот пошире открываем, челюсть вверх, челюсть вниз, ты, смотри, не ошибись. (Язык присасывается к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка)

«Лошадка». Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, язычок им помогает. (Язычок щелкает)

«Непослушный язычок». Непослушный язычок, ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, губками пошлепаем. (Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему пя-пя-пя)

«Чищу зубы». Чищу зубы чисто, чисто и снаружи, и внутри; я хочу, чтобы всегда были белыми они. (Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней)

«Часик

и».[/i] Мой веселый язычок словно маятник часов: вправо-влево, вправо-влево он ходить всегда готов. (Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта)

Для создания комфортной атмосферы в общении я придерживаюсь следующих правил:

1. Дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции взаимодействия.

2. При нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие.

3. Причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих.

4. Советы ребенку предлагаются в альтернативной форме, чтобы осталась возможность выбора.

5. Активно используются приемы подкрепления и поощрения инициативы ребенка. Говорить можно все. Каждый имеет право быть выслушанным.

6. Устанавливается телесный контакт педагога с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям (обнять, погладить, пожать руку и т. д.)

Показатели качества созданной в группе развивающей среды: положительный эмоциональный настрой, открытость, желание посещать группу, низкая конфликтность между детьми, включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, продуктивность деятельности детей (много рассказов, игровых импровизаций).

Воспитатель структурного подразделения МОУО Нижнеиргинская СОШ – Нижнеиргинский детский сад Копытова Л. А.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Речевой уголок в классе-логопедаРечевой уголок в классе-логопеда .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2014 в 15:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Копытова (УИ 180658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД