МААМ-картинки

Арт-терапия в работе психолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Инна Чалова
Арт-терапия в работе психолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы

«Арт-терапия в работе психолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт-терапевтических технологий; сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.

Задачи:

• познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике;

• создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов арт-терапии;

Публикация «Арт-терапия в работе психолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» размещена в разделах

• развивать профессионально-творческую активность педагогов;

• создать условия для индивидуальной и коллективной работы,

• раскрыть внутренний потенциал каждого педагога.

В каждой группе есть дети с ОВЗ, которые испытывают трудности в общении, тревожность или проявляют гиперактивность, раздражительность, агрессию, воспитателям приходится уделять им повышенное внимание. Таких детей становится в группах все больше. Чтобы повысить профессиональную компетентность в вопросах взаимодействия с такими детьми в повседневной деятельности сущестуют арт-терапевтические технологии.

Арт-терапия — это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это близко детям и помогает им в самовыражении: застенчивым и нерешительным — избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным — переключиться на более спокойный вид деятельности.

Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять; повышает адаптационные способности к повседневной жизни; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

В работе с детьми применяю следующие арт-терапевтические технологии :

Музыкотерапия — при коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.

Сказкотерапия — для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. С помощью сказкотерапии разрешают внутренние конфликты и снимают эмоциональное напряжение, изменяют жизненную позицию и поведение.

Танцетерапия — для выражения чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Песочная терапия — для того, чтобы ребенок получил опыт создания маленького мира, который является символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия — для самовыражения, проявления чувств. Изотерапия позволяет максимально реализовать творческие способности. Благодаря рисованию, ребенок легче воспринимает болезненные для него события.

Сегодня мы сделаем акцент на изотерапии, с элементами других терапий.

1. Сказкатерапия +изотерапия.

- Упражнение «Рисунок на спине»

Инструкция. Предложите встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Педагог-психолог : Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги, везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки).Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

• Что помогало угадать нарисованное? Что затрудняло?

- Упражнение «Волшебный рисунок»

Педагог-психолог : Предлагаю вам упражнение «Волшебный рисунок». Оно поможет вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров.

Инструкция. Педагоги делятся на пары. Участники садятся напротив друг друга.

Педагог-психолог : Сейчас мы сыграем в Театр настроения. Вспомните любую эмоцию и покажите своему партнеру напротив. Партнер должен угадать эмоцию и нарисовать ее в виде какого-то образа. А теперь поменяйтесь своими рисунками с партнерами, удалось ли угадать эмоцию.

Вопросы для обсуждения:

• Трудно ли было распознавать эмоцию на расстоянии?

Вывод: Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии. Изобразительная деятельность — это важный инструмент коммуникации, который позволяет восполнить дефицит общения и построить гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все материалы для изобразительной деятельности: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.

- Упражнение «История из жизни цветов»

Педагог-психолог : Сегодня я расскажу вам одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давайте вспомним, какие цвета бывают. (Участники называют известные им цвета.) Сейчас вам каждому нужно нарисовать сказку по моим словам.

История из жизни цветов

Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то они случайно встретились… Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший. Желтый говорил: «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло.» Синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой.» «Нет! Все равно я самый лучший!» — спорил Желтый. — «Нет, лучший это я!» — не сдавался Синий.

И так они спорили и спорили… Спорили и спорили… Пока не услышал их пролетавший мимо ветер. Тогда он-ка-а-ак дунул. Все кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика… Желтый цвет и Синий… А когда ветер стих, то Желтый и Синий увидели рядом с собой еще один цвет — Зеленый! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья! — обратился он к ним. Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это настоящее чудо!» Желтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказали: «Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!» И взявшись втроем за руки, они весело рассмеялись. Так им стало хорошо.

Вопросы для обсуждения:

• Понравилось ли вам упражнение? Были ли сложности?

2. Музыкальная и танцевальная арт-терапия

- Танцевальная терапия Упражнение «Танцы для пальцев»

Инструкция. Предложите участникам представить, что их пальцы пришли на праздник. На столе под музыкальное сопровождение они танцуют пальцами вприсядку, по парам.

Вышли пальцы танцевать

Раз, два, три, четыре, пять (свободно выбрасывают пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать ( хлопают в ладоши: то правая, то левая рука сверху).

Большой пустился в пляс (крутят большие пальцы вокруг друг друга,

Указательный — в припляс (касаются подушечками указательных пальцев в ритме текста,

Средний пальчик — поклонился (сгибают и разгибают средние пальцы,

Безымянный — притаился (прячут безымянный палец одной руки в ладонь другой руки).

А мизинец — молодец! Цепь сомкнул, удалец (скрепляют обе руки в замок!

Как же дальше танцевать?

Надо цепь нам разорвать (тянут сцепленные пальцы и разрывают цепь в конце фразы).

Вопросы для обсуждения:

• Понравилось ли вам упражнение? Были ли сложности?

3. Песочная терапия

Упражнение «Полушарное рисование песком» (техника Веры Шевченко)

Педагог-психолог : Наберите песок двумя руками так, чтобы он сыпался из кулачков. Теперь нарисуйте: одновременно два одинаковых круга; два одинаковых глаза; два одинаковых цветка; два разных цветка; картину на тему: «Дом, в котором мне хорошо!»

Вам предлагаю выполнить это упражнение на бумаге. Возьмите 2 карандаша и рисуйте то, что я озвучиваю.

Вопросы для обсуждения:

• Понравилось ли вам упражнение? Были ли сложности?

4. Изотерапия

- Упражнение «Марание»

Примечание. Марание — это рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками. Здесь нет категорий «правильно — неправильно». Не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Это дети с жесткими социальными установками поведения, которые ориентированы на раннее развитие; дети, в которых родители видят «маленьких взрослых» и ждут от них зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Для таких детей упражнение «Марание» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

- Упражнение «Кляксография»

Инструкция. Участники раздувают в разных направлениях капельки краски на бумаге. Далее предложите им «оживить» свои кляксы, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании. Примечание. Упражнение развивает фантазию, воображение, снимает напряжение. Рекомендуем для профилактики и коррекции тревожности, страхов.

- Упражнение «Каракули»

Инструкция. Для упражнения необходимы бумага и карандаш (ручка, фломастер). Участники свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе клубок линий, пробуют разглядеть в нем и описать какой-то образ. Каракули можно дорисовывать. Если рисовать цветными карандашами, которые скреплены резинкой или скотчем, или карандашом с трехцветным стержнем, то это заворожит ребенка, вызовет желание экспериментировать.

Примечание. Упражнение «Каракули» используют при коррекции истерических состояний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Вопросы для обсуждения:

• Понравилось ли вам упражнение? Были ли сложности?

5. Рефлексия

• Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?

• Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?

• Что понравилось?

Вывод: Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта в своей работе.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе психолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 10:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе психолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» (включая файлы) размещена пользователем Инна Чалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД