Лучший педагог года

Арт-терапия в работе педагога-психолога

Епихина Ирина Александровна
Арт-терапия в работе педагога-психолога
▼ Скачать +Заказ

Искусство и терапия имеют общие корни. Это касается не только музыки, танца, актерского мастерства, но и изобразительных форм, с которыми мы сталкиваемся, рассматривая, скажем, наскальную живопись каменного века, которая воспринимается как "начало критически-созерцательного существования человека". Арт-терапия - это один из наиболее эффективных способов работы с клиентами любого возраста и с любыми нарушениями, при этом для личности - это способ самораскрытия, самовыражения, развития и гармонизации личности. Каждый из нас творец и творчество приносит нам огромное удовольствие. В творчестве каждый человек получает много возможностей высказаться, выразить свои чувства и эмоции.

Публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога» размещена в разделах

"Психотерапевтическая энциклопедия" под ред. Б. Д. Карвасарского, определяет арттерапию, как "использование искусства как терапевтического фактора". Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия подходит, как для взрослых, так и для детей.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. когда человек занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое отношение к нему.

А теперь представьте себе, что у человека существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, - даже не понимает, с чем этот конфликт связан). Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться - непонятно. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить: сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как мама ему строго говорит, что злиться нельзя, а нарисовать батальную сцену, выплеснув в нее свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность - терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение.

В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. Дети с удовольствием занимаются творчеством: рисуют, лепят, сочиняют, изображают. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт-

терапия подходит для детей.

Арт-терапия для детей проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Детские страхи глупыми не бывают. Иногда взрослым они кажутся несущественными, но только потому, что взрослые уже пережили их когда-то. Детские капризы не возникают на пустом месте, у них всегда есть причина.

Бывает, что взрослые, напротив, настороженно относятся к арт-терапии как методу работы психолога : "Ну вот я нарисую, ну и что? От этого же на самом деле ничего не изменится. " А от этого изменится самое главное - картина ситуации в Вашем представлении, та самая картина мира, в котором Вы живете.

Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы. Процесс рисования выполняет коррекционную функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе "ведущий" - сам ребенок. При рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук, тактильной чувствительности, пространственного мышления, зрительно-моторной координации, глазомера.

Ребенку важен не столько результат, сколько сам процесс, поэтому просто взаимодействие с водой, красками или другими изосредствами доставляют ему удовольствие, способствуют снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов, а разнообразие предлагаемых способов и средств рисования предоставляет свободу выбора, располагает в дальнейшем к сотворчеству и творчеству.

В рисунках стоит обращать внимание на цвет, выбор цвета индивидуален для каждого ребенка. Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению "языка красок", что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах.

Задолго до того, как развился словесный способ общения, люди пытались выражать свои чувства и эмоции с помощью рисунка. Развитие каждого человека кратко повторяет историю развития всего вида в целом (филогенез) : не научившись писать, а иногда и говорить, ребенок может рисовать. Занятия арт-терапией позволяют ребенку еще раз пройти этот путь видового развития через его собственное развитие, то есть дают возможность получить собственный эмоциональный, телесный и когнитивный опыт в безопасных и комфортных для него и других условиях, осознанно и продуктивно для формирования его личности в пределах его возраста и в дальнейшей жизни.

Существует утверждение, что арттерапия не имеет ограничений. Но если понимать этот термин так, как было предложено выше, становится очевидным, что это не так. "Для начала важно понять, что когда в процессе свободной игры ребенок начинает что-то рисовать или лепить - это еще никак не арттерапия, а просто действие ребенка в рамках недирективной игровой психотерапии. Рисование, лепка, создание коллажей и пр. становится арттерапией только тогда, когда ребенок изначально пытается создать некое предметное воплощение той или иной инструкции терапевта - или, иначе говоря, когда игровая психотерапия становится директивной и начинает осуществляться на каком-то изобразительном поле" (Г. Тимошенко, Е. Леоненко).

Методы арт-терапии используются при работе с психическими травмами, при потере близкого человека, при психосоматических проявлениях, при работе с чувствами эмоциями.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе педагога-психолога
Опубликовано: 6 июня 2023 в 14:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Епихина Ирина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД