Щучкина Наталья Владимировна
Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 222"
«Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования»
Работа подготовлена воспитателем
средней группы №7
школы №222
Щучкиной Натальей
Г. Москва
2015 г.
Публикация «Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования» размещена в разделах
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.
Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно воспитывать с самого раннего детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила.
Экологическое воспитание можно совместить со всеми видами деятельности дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как для воспитателя, так и для дошкольника и родителей. В результате ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам.
Дети - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Вот поэтому я использую в работе опытно – исследовательскую технологию.
Цели:
развивать интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску;
стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Ожидаемый результат:
Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
Выдвигает предположения, способы их решения, хорошо пользуется аргументацией и доказательством;
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность;
Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности и делает выводы.
В своей работе я использую различные формы и приемы:
наблюдение и опыты
моделирование
проекты
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Во время наблюдения были проведены опыты:
«Из чего птицы строят гнезда»;
«Проверка примет о природе»;
«Разноцветные растения».
Одна из форм наблюдения, используемых мной, – эвристическая беседа.
Задача воспитателя при использовании эвристической беседы - обеспечить формирование выводов и точности высказываний, развивать логические способности самостоятельного мышления. При такой беседе дети открывают для себя новые знания, возникает противоречивая ситуация. Во время совместного рассуждения дети устанавливают истину.
Очень важной является такая исследовательская технология, как моделирование.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Я применяю разные виды моделей:
Предметная модель (аквариум и модель планеты «Земля в опасности»).
Предметно – схематическая модель (пример – один из способов защиты от врагов).
Графики, схемы (пример, календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня или при формировании понятия «Рыбы»).
Мнемотехника.
Мнемотаблица – искусство запоминания, в ней заложена определенная информация.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д.
Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук. В кодировании могут использоваться цветные буквенные знаки. Например: осень изображается буквой “О” оранжевого цвета, а зима - буквой “3” голубого цвета и т. п.
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности.
Проект «Планета без мусора» был создан для реализации одной задачи: способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, воспитания чувств сопереживания
Предварительный этап работы заключался в проведении анализа во время прогулок в лес, по территории детского сада, по близлежащему микрорайону «Черемушки», мы увидели картину потребительского отношения к природе.
Собрав мусор, провели исследование «Как долго разлагается мусор». После его окончания сделали вывод: мусор разлагается по – разному. Природные объекты перерабатываются в почве, предметы сделанные человеком нет. Почему исчезла бумага, ведь она сделана человеком, Выяснили, что ее делают из дерева, а это природный объект.
Поисковая деятельность привела нас к созданию «Жалобной книги природы». В создании книги активное участие принимали родители. В ней мы разместили жалобы объектов нашей планеты и способы помощи.
Я считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. При этом обязательны экологические праздники для детей и родителей, выставки, экскурсии, игры-тренинги, консультации, создала картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.