Анжелла Шепенева
Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные образовательные технологии, как средство повышения качества дошкольного образования».
Цель: повышение компетенций педагогов при использовании в работе современных образовательных технологий.
Задачи:
• Актуализировать знания педагогов о современных образовательных технологиях.
• Совершенствовать навыки выбора и применения современных образовательных технологий в своей деятельности;
Публикация «Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
• Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы общения;
• Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.
Оборудование: мультимедийная система, слайдовая презентация. Обруч, надпись «Современные образовательные технологии», карточки для выполнения заданий, бумага формата А-4 достаточного количества (можно бывшую в использовании).
Ход.
1. Уважаемые педагоги, здравствуйте. Сегодня мы с вами освежим наши знания о современных образовательных технологиях, определим, какие современные образовательные технологии вы применяете в своей деятельности; выберем современные образовательные технологии, который можем добавить в свой арсенал в ближайшем будущем.
Упражнение «Определи дистанцию». В центре зала лежит на полу обруч, в середине которого надпись «Современные образовательные технологии. Уважаемые коллеги, прежде чем начать активную работу предлагаю Вам определить Ваше отношение к сегодняшней проблеме. Современные образовательные технологии и Вы – в каких вы находитесь отношениях. Для этого, предлагаю всем участникам выйти в центр зала и определить свое место по отношению к обручу с современными образовательными технологиями. (Участники находят место, которое соответствует их отношению к современным образовательным технологиям, поясняют выбор своего положения – чем ближе к обручу – тем уверенней педагог ориентируется и применяет их в своей деятельности). Спасибо, для продолжения совместной работы нам необходимо разделиться на 2 команды.
Деление на команды «Цепочка». Ведущий вызывает 2 лидеров, они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д. Команды определяются с названиями.
2. Итак, уважаемые коллеги, первое задание для команд. Вам необходимо за 3 минуты построить из листов бумаги башню. Побеждает команда, у которой башня будет выше, бумагу можно сгибать, скручивать и т. д. (командам выдаётся пачки бумаги формата А – 4). Упражнение сплачивает команду, организует на совместную деятельность, снимает напряжение.
3. Уважаемые коллеги, для продолжения нашего мероприятия, прежде всего, давайте определимся, что такое педагогическая технология. Каждая команда получает набор определений, из которых необходимо выбрать одно или несколько, которое и является определением «педагогической технологии»
a. Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
b. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
c. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
d. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
e. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
f. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
g. Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Правильность выполнения задания проверяется на слайдовой презентации.
4. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которые я предлагаю вам освежить в вашей памяти.
Итак, методологические требования, которые предъявляются к педагогической технологии :
1)концептуальность;
2)системность;
3)управляемость;
4)эффективность;
5)воспроизводимость.
Что же обозначают все эти термины? В этом вы постараетесь разобраться в командах.
Каждой команде раздается таблица, необходимо, как можно скорее соединить понятие и его определение.
Концептуальность возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Системность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Управляемость педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:1)логикой процесса,2)взаимосвязью его частей, целостностью.
5. Каждая образовательная технология имеет особую структуру, которая состоит из трех частей (слайд) :
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
6. Задания для команд – охарактеризовать с точки зрения структуры образовательные технологии, применяемые в учреждении – по 2 каждой команде (технологии «Логоритмика» и «Блоки Дьенеша», «Мнемотехника» и «Палочки Кюизенера»). Команды готовятся 5-7 мин., далее – представляют технологии.
7. Итак, уважаемые коллеги, мы с вами освежили знания о современных образовательных технологиях, определили, что является структурой любой технологии, отметили, характерные признаки - критерии образовательной технологии. Наше общение подошло к завершению. И я приглашаю Вас снова выйти в центр зала и определить своё отношение к теме сегодняшней встречи. В центре зала лежит на полу обруч, в середине которого надпись «Современные образовательные технологии. Участники находят место, которое соответствует их отношению к современным образовательным технологиям, поясняют выбор своего положения – чем ближе к обручу – тем уверенней педагог ориентируется и применяет их в своей деятельности.
Изменилось ли Ваше местоположение по сравнению с началом мероприятия? Как вы думаете, почему так произошло? Что нужно сделать, для того, чтобы Вы стали ещё ближе к обручу? Что Вы можете сделать самостоятельно? В чем Вам необходима помощь? Кто Вам может в этом помочь?