Лариса Штыкова
Консультация «Активность обучающихся является основой их развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Штыкова Л. А.
воспитатель ГПД
Личностные УУД
как основа развития и повышения творческой активности обучающихся во внеурочной деятельности в группе продленного дня
ВЫ хотите увидеть бесконечность?
Загляните в детей.
В них вы увидите
«БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ».
Не дайте ей исчезнуть!
Это в ваших силах!
Публикация «Консультация „Активность обучающихся является основой их развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Регулярное посещение школы и успешное овладение школьной программой требуют наличия у ребёнка не только соответствующего уровня интеллекта и развития психофизиологических функций, но и сформированности личностных структур. Личностная зрелость появляется, прежде всего, в наличии школьной мотивации, в желании занять позицию ученика, в стремлении к школьной жизни, (к серьёзным занятиям, к ответственным поручениям). Стремление ребёнка занять новое социальное положение ведёт к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребёнка в целом. Именно оно определяет поведение, деятельность ребёнка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе, к окружающим людям. Образ жизни человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознаётся ребёнком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает свормировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин). Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость – умение регулировать своё поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность исполнять роль ученика.
В момент поступления в школу ребёнок как бы переходит в другую социальную категорию – становится учеником. Для него это связано с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Поэтому поступление в школу является стрессовой ситуацией для любого ребёнка, независимо от уровня подготовленности и зрелости. Однако в ответ на стресс активизируется сложная многоуровневая система адаптации. И этот процесс протекает в соответствии с общими закономерностями адаптации: если требования стрессовой ситуации не превышают индивидуальных возможностей приспособительного поведения индивида, то в результате адаптационное равновесие достигается вновь, причём на более высоком уровне, возможности дальнейшего реагирования на стресс повышаются. Однако, если стресс выходит за рамки возможностей системы, может развиваться состояние динамического рассогласования, развивается стрессовый синдром. При этом проблемы, возникающие на этапе вхождения в школьную жизнь, имеют тенденцию к хроническому течению, сказываясь в некоторых случаях на протяжении всего периода школьного, а иногда и послешкольного обучения.
Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира, установок личности. Адаптационный ресурсный подход позволит индуализировать педагогические задачи для каждого ребёнка с опорой на его личностные потребности.
Этап вхождения в школьную жизнь – очень важный переходный период в жизни ребёнка и нуждается в бережном отношении и постепенном смене образа жизни.
Первый год обучения в школе должен компенсировать для многих детей отсутствие или недостаток ролевых, сюжетных игр, игр-драматизаций и игр с правилами в дошкольном периоде. Игра, не являясь теперь ведущим типом деятельности, остаётся значимой для ребёнка на протяжении всего младшего школьного возраста. Первые тексты, которые ученики слушают и, отчасти, разыгрывают, направлены на получение или компенсацию опыта связывания слова и движения, жеста, а также выражения с помощью слов и жестов определённых эмоциональных состояний. Для формирования предпосылок новой ведущей деятельности – учебной – особенно эффективны настольные игры с правилами. При освоении высших форм игровой деятельности происходит переориентировка ребёнка с конечного результата на способы выполнения задания. Использование техники оригами, позволяет вовлекать детей в практическую творческую деятельность. Важная особенность занятий оригами – практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в любом листе бумаги. Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности, использовать и развивать все имеющиеся на данный момент ресурсы, пытаясь сводить к минимуму риски, вызванные индивидуальными трудностями.
Развитие учащихся посредством театрального кукольного искусства:
Задача театра, как говорил К. С. Станиславский, состоит в том, чтобы воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее обществу.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Итог нашей деятельности - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол. Дети, занимающиеся в кукольном театральном кружке, овладевают красивой, правильной, чёткой речью как средством полноценного общения. Занятия раскрывают младшим школьникам возможности для самореализации, т. е. удовлетворяют потребности проявить и выразить себя, передать своё направление, реализовать свои творческие способности. Участвуя в спектаклях, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации. Развивается самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе, именно оно поможет воплотить ребёнку свои идеи и фантазии в творчестве. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
Развитие учащихся посредством знакомства с литературным творчеством с использованием библиотечного компонента (школьная библиотека и библиотеки города Твери) при личной активности обучающихся.
Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определенным нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Практика показала, что чтение в младшем школьном возрасте сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют моторика, память, чувства, воображение, фантазия, интеллект, воля и другие качества личности, позволяющие при продуктивном подходе к чтению развивать :
– мотивационную сторону как формирование читательской самостоятельности и потребности в чтении;
– познавательную основу процесса чтения как совершенствование навыков чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности;
– содержательную сторону чтения как формирование способности к полноценному восприятию литературного произведения, понимания прочитанного;
– коммуникативную сторону как обучение практическим умениям работать с текстом, способам творческой интерпретации прочитанного; практическим читательским умениям работать с книгой, выбирать книгу;
– информационную основу как умение оперировать литературоведческими терминами, обогащение читательского опыта ребёнка, расширение читательского кругозора;
– эмоционально–эстетическую сторону чтения как воспитание нравственных качеств личности младшего школьника на основе прочитанного произведения.
Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо решать следующие задачи:
1. Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность. 2. Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому тексту. 3. Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфику. 4 Научить работать с книгой. Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную; выделить героя по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Все это происходит с опорой на читательский опыт. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе, чтение – слушание, комбинированное чтение. Выявление первичного восприятия текста (беседа, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы). Соотношение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесения необходимых коррективов. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания. Учащихся необходимо вооружить (научить) приемам понимания прочитанного: - понять идею произведения, замысел автора; - почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно. Для этого необходимо создать благоприятные условия для овладения школьными приемами понимания и совершенствования чтения в целом.
Чтобы побудить ребёнка к самовоспитанию в труде и учёбе, В. А. Сухомлинский призывал создавать атмосферу самовыражения. Гармоничность воспитания педагог рассматривал как уравновешенность двух функций человеческой деятельности: «познание, постижение объективного мира» и «выражение самого себя». Это делать тем более необходимо, если в учебной деятельности есть трудности. Для их смягчения, постепенного преодоления и, в конечном счёте, для ощущения полноты духовной жизни важно способствовать самовыражению воспитанника в подвластных его способностям сферах. Это достижимо при условии исключительного внимания и заботливого отношения к человеческой индивидуальности. Идивидуально-психологические особенности ребёнка (личностная, эмоциональная и социальная зрелость) реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей. Выразив себя однажды в каком-нибудь виде труда, ребёнок непременно найдёт в себе силы и будет стремиться преодолеть трудности в других сферах деятельности, в том числе и в учебной.
Сухомлинский подчё ркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало поставленной цели, надо учитывать реализацию принципа, провозглашающего человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда».
В приложенной презентации отражен обобщённый опыт работы по данной теме.
Список литературы.
1. Аюпова С. Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
2. Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
3. Исакова О. Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания//Управление начальной школой. – 2013. – №9.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов и др. – М. : Просвещение. 2010.
5. Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4.
6. Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. – 2012. – №4.
7. Осипова Н. В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
8. Песняева Н. А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
9. Прохорова С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
10. Саркисова И. И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
11. Ходаева Л. Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.