Светлана ЧЕРВЯКОВА
Игровая программа для детей 6 лет и их родителей «Ай-да, чудо — печка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ай-да, чудо - печка»
(Игровая программа для детей 6 лет и их родителей)
Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с обычаями и традициями русского народа, русской печью; формирование представлений о крестьянском быте.
Задачи:
обучающие:
расширять представления детей об устройстве русской избы;
познакомить с русской печью и ее особенностями;
развивающие:
Публикация «Игровая программа для детей 6 лет и их родителей „Ай-да, чудо — печка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Подготовительная группа
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
развивать интерес к истории своего народа, любознательность к предметам старины;
способствовать развитию личности, осознающей свои корни, национальные истоки;
воспитательные:
воспитывать и прививать доброе и бережное отношение к старшему поколению, матери, бабушке, почитать и уважать их труд;
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, загадки, исполнение частушек, составление поговорок.
Наглядные: рассматривание старинных вещей.
Оборудование и методическое оснащение:
• Аудиоаппаратура.
• Проектор, ноутбук.
Место проведения: музыкальный зал
Целевая аудитория: дети 6 лет, родители.
Продолжительность занятия: 40 минут
Предварительная работа: экскурсия в музее «Русская изба» МБДОУ № 50, познакомить детей с экспонатами музея.
Выучить с детьми частушки для игровой программы.
Ход мероприятия
Звучит народная спокойная музыка, На фоне музыки слова:
«В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходит и из ушей кудряв дым метается, а из очей искры сыплются».
Вед. 1: Добрый день, дорогие друзья!
В мире нет уютней дома,
чем наша русская изба.
Срублена из сосновых брёвен,
Пахнет в ней смолой всегда.
От печки тёплый жар струится.
Тянет вкусным тёплым калачом,
Угольки освещают светлицу,
И мороз у печи нипочём.
Вед. 2: И действительно, особенно хорошо в избе зимой, когда за окном трещит мороз, бабушка-вьюга снежные бураны крутит, воет ветер в трубе, а в избе тепло, радостно. Всё это благодаря русской печи, ведь главное в русском доме - русское чудо - печь, которая несколько столетий согревала наших предков, и продолжает согревать нас и сейчас. Печь была центром, «сердцем» крестьянского дома и занимала значительную его часть.
Матушка - печка,
Горячее сердечко,
Белый шесточек,
Красный уголёчек.
Слайд презентации.
Вед. 1: Возводили печи из глины, которую для лучшего нагрева сочетали с камнями, также делали печи из кирпича, обожжённого из сырца. Первое время их строили по-чёрному, т. е. дым выходил непосредственно в избу. От этого все стены в доме были чёрными. И сегодня можно встретить подобные печи в банях некоторых деревень России. Позже у зажиточных крестьян появились белые печи, с трубой, а потом они распространились повсюду.
Вед. 2: Русская печь жива и поныне и, как и сотни лет назад, верно служат своим хозяевам. В чём же причина её долголетия?
Причина долголетия печи в универсальности. Подумайте и ответьте на вопрос: как и для чего использовали и используют до сих пор русскую печь?
(ответы детей)
- русская печь отапливает жильё,
- в ней готовится пища,
- печётся хлеб,
- сушатся продукты и одежда,
- на ней тепло и уютно спать старикам и детям (для этого есть специальное приспособление - лежанка или полати)
- в старину в печи даже мылись;
- у печи заключались договора, давались клятвы;
- печь служила связью поколений: хлопоча возле неё, мать передавала свои умения дочерям.
- печь объединяла семью: одновременно продолжали дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-либо чинили.
Зимними вечерами возле неё садились домочадцы и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, пели песни.
Слайд презентации.
(Дети исполняют частушки под музыку)
• В печке галушки,
Пироги, ватрушки!
Вы падайте, не ломайте.
Нам скорее раздавайте.
• Что есть в печи-
Всё на стол мечи.
Приехали торгаши.
Похватали калачи.
• На дворе по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком,
Думала ребята.
• Я на печке спал.
Меня клоп кусал.
На полати перешёл.
Он и там меня нашёл.
• Взял бы я тебя на ручки,
Посадил тебя на печь:
Таких маленьких девчонок
Лучше дома поберечь.
Вед. 1: Печь всегда воспринималась как существо одушевлённое. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, расположенная над ним, - лоб, чело. Чтобы сложить печь, требуется обладать огромными знаниями и инженерной смекалкой. Неправильно сложенная печь дымила, не удерживала тепло, в ней пригорала пища. Печники всегда считались самыми уважаемыми мастерами. Ведь от них зависело, будет ли в доме тепло суровой зимой.
Слайд презентации.
Вед. 2: Недаром о русской печи сложены мудрые народные пословицы. Сейчас мы предлагаем вам их вспомнить.
Игра «Собери пословицу»
(в конвертах участникам раздаются пословицы, разрезанные на части)
1. Дома на печи всяк в почёте и в чести.
2. Когда в печи жарко - тогда и варко.
3. Что есть в печи - то на стол мечи.
4. Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
Вед. 2: Благодаря русской печи появилась и посуда особой формы: горшки да чугунки.
Слайд презентации.
Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков. Поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать с шестка- или из печи - рогачём или ухватом.
Слайд презентации.
Вед. 1: У пищи, приготовленной в чугунках или горшках в русской печи, вкус особенный. В нашей печи тоже есть горшочек.
Наш горшочек не простой -
Варит пищу для ума.
Предлагаем вам, ребятки,
Отгадать его загадки.
(ведущий достаёт горшочек из импровизированной печи. Дети достают задания из горшочков, взрослые помогают прочесть загадки, дошкольники отгадывают загадки). На каждую загадку при отгадывании появляется слайд презентации
Загадки:
• У нас в печурке
Золотые чурочки. (дрова в печи)
• Бабушка седа - бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают. (печь)
• Стоит девица в избе,
А коса на дворе. (печь и дым)
• Наш дед Ермолай
Съест всё, что ни дай. (огонь)
• Полна коробушка
Золотых воробышков. (угли в печке)
• Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
Сам в угол идёт. (ухват)
• Сами не едим, а людей кормим. (ложки)
• Конь чёрен - в огне проворен. (кочерга)
Вед. 2: Считалось, что в подпечье или за печью, жил домовой - покровитель дома, семьи. Под шесток, либо в запечье хозяйка дома ставила угощение для домового, приговаривая: «Прими гостинчик, да будь к нам поласковее, хозяин запечный».
Когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках, уехал вместе со всеми.
Слайд презентации.
В каждом русском доме, ой
Жил за печкой домовой.
Очень добрый. Деловитый,
Аккуратный, домовитый.
В гости к нам сейчас придёт.
Игры, сказки принесёт.
Вед. 1: Гости, дорогие, хочется ли вам увидеть сейчас настоящего домового?
(ответы детей) Тогда давайте позовём его все вместе. Запоминайте слова, которые нужно произнести всем одновременно.
Домовой, домовой!
Приходи к нам домой.
(звучит музыка, появляется Домовой)
Домовой: Я запечный старый житель.
Сказки сказывать могу.
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться домовой.
Чтобы мир был и лады -
Охраняю от беды.
Здравствуйте, гости дорогие! Сидел я сейчас за печью да слушал, как вы тут разговариваете - так спокойно, тихо. А сейчас я дам вам задание, чтобы размять свои язычки. Увидим мы, кто из вас быстрее других умеет говорить. Ваша задача - повторять скороговорку:
- Сижу на печи, да слушаю чужие речи!
(дети повторяют скороговорку несколько раз)
Молодцы, размяли свои язычки. А значит следующее задание не вызовет у вас затруднения. Ответы будут вылетать также быстро, как только что звучала скороговорка. Я за свою жизнь слышал много сказок. Некоторые мы сейчас вместе вспомним, но только те, в которых упоминается печка. Слушайте внимательно отрывки из сказок. А потом назовите эти сказки:
Ответы появляются на слайдах
Сказочная викторина
• «К счастью на дороге стоит печка.
- Печка, печка, спрячь меня!
- Съешь моего ржаного пирожка!
Девочка скорее пирожок съела, да с братцем в печку залезла, заслонкой прикрылась». («Гуси- лебеди»)
• «- Из чего испечь- то? Муки нету!
- Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось и наберёшь немножко» («Колобок»)
• «Волк вбежал в избушку и всех проглотил. Только один … самый маленький, спрятался - в печку залез» («Волк и семеро козлят»)
• «-Я Лисичка-сестричка! Пустите переночевать! … Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, уточку под печку» («Лисичка со скалочкой»)
• «В ту пору Иван-Царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне»
(«Царевна Лягушка»)
• «Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.
- Ну, - говорит, - вы, как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется»
(«Зимовье зверей»)
• «Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь»
(«Маша и медведь»)
• «Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!» («Заюшкина избушка»)
• «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю»
(«По щучьему велению»)
Домовой. Детки, а что можно варить в печи? (ответы). Суп да каша…пища наша. А чем их кушать положено? (ответы) точно ложками. Научу, значит, вас игре «Ложки»
Игра «Ложки»
Игра проводится под музыку
В центре игровой площадки на столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг и говорят стишок:
Кашу мы варили,
Ели да хвалили.
Маленькой Дуняше
Не хватило каши.
Ты не плачь, Дуняша,
Будет тебе каша,
Погоди немножко,
Принесу я ложку.
Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило - выбывает из игры. Затем одна ложка убирается. Игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмёт последнюю ложку. Он и отдаёт её Дуняше, т. е. становится победителем в игре. (Дуняшу можно выбрать из числа родителей)
Вед. 1: Просим вас к столу садится -
Вкусным чаем насладиться.
К чаю ароматному
Угощенье знатное,
Чай нам жажду утоляет,
Да людей навек сближает.
Проходит чаепитие
Домовой: Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
Вед. 2: Видеть вас всегда мы рады.
Будьте счастливы, здоровы,
А по сердцу вам придётся,
Огонёчек вновь зажжётся!
В наш уютный уголок
Заходите на часок.