Ирина Чистякова
Конспект занятия в старшей группе «Ах, натюрморт, ах, натюрморт!»
▼ Скачать + Заказать документы
b]
Конспект занятия в старшей группе детского сада" (возраст детей 5-6 лет).
Для педагогических работников. [/b]
08. 09. 2015 год.
Программные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный
отклик,
ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями, которые дети
получили в предварительной работе.
2. Учить детей видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Ах, натюрморт, ах, натюрморт!“» размещена в разделах
рисунка, композиции, колорита в картине).
3. Закрепить знания детей о натюрморте, формировать эстетические суждения и оценки,
учить использовать искусствоведческие и эмоциональные термины.
Материал к занятию: Картина И. Машкова "Снедь московская" "Хлебы".
Муляжи: крендель, баранки, сухари, плетёнки, батоны, пирожные; корзиночки разной
формы, блюда разной величины.
Предварительная работа: Беседа с детьми о хлебе, рассказ о труде пахарей, пекарей,
хлебородов, о роли хлеба в жизни людей, пословицы и поговорки о хлебе.
Рассматривание иллюстраций, картин, с изображением разной продукции, о том, как
выращивают хлеб, рассматривание колосьев пшеницы и ржи.
Ход занятия:
Воспитатель располагает картину на мольберте. (картина закрыта перед занятием).
- Ребята, каждый день ваши родители ходят в магазин за хлебом.
- Поднимите руки, кто ходил с мамой за хлебом в магазин? Какой хлеб вы покупали?
Дети вспоминают, называют (нарезной батон, буханка чёрного хлеба, булочка с маком и
т. д.)
- Давайте вспомним, как ароматно пахнет свежий хлеб, какой он вкусный, мягкий!
- А какие ещё хлебобулочные изделия можно купить в магазине?
(баранки, сухари, булочки, пряники, бублики, пироги).
- А помните, как мы с вами составляли натюрморт из хлебных изделий и рисовали
его?
- Сегодня я хочу рассказать о художнике Илье Ивановиче Машкове. Он очень любил
рисовать натюрморты - разные предметы: плоды, фрукты, ягоды. Однажды утром он
пришёл в булочную и был поражён: чего там только не было! И хлеб, и булки, и
булочки, и пирожные. всего не перечислишь! И всё такое свежее, ароматное,
аппетитное! А какое разнообразие форм и цвета! И захотелось ему нарисовать всё это
богатство, чтобы другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию!
Он накупил всяких изделий, принёс их домой, стал раскладывать на столе.
Но их было так много - и маленьких, и больших, что на столе даже и не поместилось!
Пришлось положить несколько хлебов на полку. А потом он всё это нарисовал.
Вот сейчас мы и посмотрим эту картину (открывает натюрморт, даёт детям посмотреть
на картину).
- Ну, как " вкусная" картина? Давайте внимательно посмотрим и расскажем, какие здесь
нарисованы хлебные изделия?
- Что стоит в самом центре стола? Белая ваза, а в ней маленькие булочки, пирожные,
сухари. А справа? Около вазочки несколько сухариков, на белой салфетке ромовая
баба, облитая сахаром, небольшая плетёнка, а за ними пирог и длинные плетёнки.
Справа, ближе к вам, в небольшой коробочке, пирожки, разные плюшки, слойки.
- А что там на полке? Круглый, белый каравай; ржаной, чёрный "кубик", замысловатый
белый крендель, бублики, нанизанные на нитку, ещё несколько маленьких изделий.
Каких здесь только нет хлебов! Большие и маленькие, белые и чёрные, пшеничные и
ржаные, булочки и плюшки. Замысловатые крендели и плетёнки, квадратные и
круглые, высокие и плоские; сдобные, сладкие, солёные; горячие бублики и хрустящие
сухари, пирожные и пироги с маком и изюмом!
А по цвету какие? Коричневые,ржаво-красные, жёлтые, нежно пепельные, беловато-
коричневые, розовые!
Видно, что всё свежее, тёплое, и мы как бы с вами ощущаем эту теплоту только что
испечённого хлеба!
Чтобы подтвердить, что хлеб, как живой, дышит и в нём живёт энергия солнца и жар
печи ; художник для сравнения и для контраста нарисовал ткань холодного цвета,
которая свешивается со стены.
- Как вы думаете, а почему художник поместил все эти хлебы на полированную тёмно-
бордовую поверхность стола и немного даже отодвинул их от края стола?
Для того, чтобы показать аппетитную поджаритость, шершавость хлебных корочек.
Хлебы красуются, привлекают!Манят и даже дразнят своим ароматным запахом!
- Что может быть вкуснее душистого вкусного русского хлеба!
- Хлеб - основа жизни. Он всегда был главной заботой русского крестьянина. Пекли его
когда то в каждом деревенском доме, в печи! Хлеб никогда не надоедает! Его чтили
испокон веков. Издавна на Руси повелось и гостей встречать самым дорогим хлебом и
солью. Недаром говорили в народе: "Хлеб наш насущный!" "Хлеб - всему голова!"
Картина художника И. Машкова посвящена не только хлебу, но и человеку - хлеборобу!
Землепашцу, пекарю. Потому что хлеб, это прежде всего труд, который в него вложили
люди! Давайте прочтём стихи о хлебе!
1-ый ребёнок: Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
2-ой ребёнок: В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила.
В нём чудесное тепло;
Столько рук его растило,
Охраняло, берегло!
3-ий ребёнок: Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом - тем, что на столе.
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
4-ый ребёнок: В нём - земли родимой соки;
Солнца свет весёлый в нём!
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
Воспитатель:
- А теперь мы с вами будем самостоятельно составлять натюрморт.
Воспитатель красиво располагает на столе различные блюда, корзиночки, тарелочки.
Предлагает выбрать один из них и нарисовать.
Дети смотрят и выбирают. Это натюрморт с хлебными изделиями, натюрморт с
фруктами, овощами.
- А теперь, давайте возьмём свои волшебные кисти и краски, и попробуем нарисовать
сказочно- вкусный натюрморт.
Дети приступают к самостоятельной работе, выбирают нужные тона, оттенки и рисуют.
В конце занятия дети выставляют свои работы на выставку, все любуются!
- Молодцы! Очень красивая получилась у нас выставка!
- Давайте пригласим на нашу выставку ваших мам!
А вам на память хочу преподнести каравай, изготовленный своими руками! .