Папки-передвижки

Агрессивное поведение детей в дошкольном возрасте

Галина Шварц
Агрессивное поведение детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Агрессивное поведение детей в дошкольном возрасте»

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии

Публикация «Агрессивное поведение детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Причины, вызывающие агрессивное поведение детей :

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.)

5. Социально – культурный статус семьи и т. д.

6. Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.

7. Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.

8. Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.

9. Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.

10. Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.

11. Старается доказать свою независимость и самостоятельность.

12. Чрезмерное эмоциональное напряжение.

13. Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.

14. Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Формы агрессивного поведения :

-физическая

-словесная

-психическая

-эмоциональная

Цели агрессивного поведения :

а) выразить гнев или враждебность;

б) любой ценой достичь поставленной цели;

в) ответ на страх;

г) реакция на боль;

д) для утверждения превосходства;

е) для запугивания окружающих.

Типы агрессии :

Импульсивная - аффективная, совершаемая в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.

Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели - покупке новой, более интересной игрушки для себя.

Если родители применяют физические наказания в семье, дети:

-не умеют контролировать свое поведение;

-испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;

-имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;

-становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;

-теряют качество отношений с родителями.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

-полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

-выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно. ");

-переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста)

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приемы:

-констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

-констатирующий вопрос ("ты злишься?");

-раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

-апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

-повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

-демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); крик, негодование;

-негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

-использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, "чтение морали", наказания или угрозы наказания; обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. "; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

-команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

-публично минимизировать вину ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть", но в беседе с глазу на глаз показать истину;

-не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

-предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

7. Демонстрация модели доброжелательного поведения.

При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

-нерефлексивное слушание (это слушание без анализа (рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться. ;

-пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

-внушение спокойствия невербальными средствами;

-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

-использование юмора; признание и понимание чувств ребенка.

Методы коррекции:

-обговорить все запрещенные темы и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;

-почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);

-по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;

-уединить (здесь действует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);

-наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;

-не предъявлять требований не по возрасту;

-всегда стараться понять причину того или иного поступка;

-любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;

-почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Упражнения, направленные на обучение детей способам разрядки агрессии :

Побить подушку или боксерскую грушу.

Потопать ногами.

Втирать пластилин в картонку или бумагу.

Посчитать до десяти.

Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

Умыться или принять душ. Вода хорошо снимает агрессию.

Скомкать или рвать бумагу.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для родителей «Роль лепки в дошкольном возрасте детей» Консультация для родителей «Роль лепки в дошкольном возрасте детей» В дошкольном возрасте лепка является увлекательным и интересным видом.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Агрессивное поведение детей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 марта 2023 в 10:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Агрессивное поведение детей в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шварц (УИ 1281754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД