МААМ-картинки

Конспект беседы с подростками «Агрессия и обиды»

Оксана Федяева
Конспект беседы с подростками «Агрессия и обиды»
▼ Скачать

Цель: профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте, закрепление навыков уверенного поведения, обучение тому, как справляться с обидой, развить навыки эффективного межличностного взаимодействия, развить чувство эмпатии, сформировать положительные модели поведения.

Публикация «Конспект беседы с подростками „Агрессия и обиды“» размещена в разделах

Оборудование: компьютер, видео-притча «Обида», лирическая инструментальная музыка, листы бумаги и ручки по количеству участников, различные изобразительные средства (карандаши, фломастеры, восковые мелки, линеры, пастель и т. д.)

Категория слушателей: несовершеннолетние подросткового возраста.

Ход занятия

Упражнение 1 «Контакт»

Психолог: Выберите себе в пару человека, с которым вы меньше всего знакомы. Возьмитесь за руки, посмотрите ему в глаза. Сейчас вам не надо ничего делать, говорить. Просто слушайте и смотрите…

Постарайтесь почувствовать этого человека, увидеть в его глазах то, что он хочет сказать вам. Подумайте о том, что ничего случайного не бывает в этом мире и этот человек — подарок судьбы.

Эта встреча призвана помочь вам понять что-то важное, открыть что-то новое в себе и вашем отношении к миру…

Поблагодарите его взглядом – и перейдите к другому человеку. Что вы можете дать ему? Быть может, он нуждается в вашей поддержке? Вашем опыте? Вашей мудрости? Просто в вашем присутствии рядом? В вашем теплом прикосновении? Пусть ваш взгляд скажет ему, как вы умеете любить и сопереживать…

А теперь возвращайтесь на свои места.

Упражнение проводится в затемненном помещении, под лирическую инструментальную музыку.

Несмотря на кажущуюся простоту ребятам бывает очень непросто справиться с возникающими в процессе упражнения эмоциональными реакциями. Контакт «глаза в глаза» требует способности к открытости и принятию другого человека. Важно обсудить чувства участников, уровень доверия в группе.

Упражнение 2. «Правила в группе»

Психолог: Что бы наше занятие прошло гладко и без конфликтов, я предлагаю придерживаться ряда правил:

Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

• Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

• Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

• Не лгать. Лучше промолчать.

• Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

Упражнение 3 Просмотр притчи об обиде»

Психолог: Прежде чем начать обсуждать тему нашего занятия, я предлагаю вам посмотреть одну видео-притчу.

Упражнение 4. Мозговой штурм на тему «Агрессивное поведение и обиды».

Психолог: Давайте немного поразмышляем над следующими вопросами:

1. Как вы думаете, что такое агрессивное поведение?

2. Какие ассоциации возникают при слове агрессия?

3. Зачем она нужна человеку?

4. Чем она может помешать?

5. На что или на кого вам приходилось в жизни обижаться?

6. Что такое обида?

7. Как долго сохраняются обиды?

Несовершеннолетние отвечают на поставленные вопросы, педагог-психолог поощряет высказывания и стимулирует активность подростков.

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)

Чувство обиды — одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.

Прощение не приходит само по себе. Прощение — награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того!

Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий — ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде.

Но «высший пилотаж» — искренняя благодарность обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье.

Упражнение 5 «Почему я злюсь».

Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций.

Психолог: «Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает её мотивы. Наши истинные мотивы или намерения часто скрыты от нас. Когда вы найдёте причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь принимать её природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.

Разбейтесь на пары и сядьте поудобнее друг напротив друга. Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов: «В этом человеке мне не нравится… то-то и то -то» и заканчивайте на своё усмотрение словами: «И поэтому я злюсь на него», «И поэтому мне хочется ударить его» и т. д. Затем партнёры меняются.

После завершения упражнение обсуждается.

Упражнение 6 Куда уходит злость

Психолог: Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе… Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.

Психолог: Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.

Психолог: Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все что накипело.

Психолог: Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это – игра, так что все принимают условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань.

А сейчас вообразим себе такую картину… Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.

Упражнение 7. «Что делать с агрессией и гневом».

Цель: обучение конструктивным способам выражения гнева.

Делим детей на 2-3 микрогруппы, раздаем лист и ручки. После 3-5 минут командного мозгового штурма представитель от каждой команды зачитывает свои варианты. Психолог помечает на доске (ватмане).

Психолог: Предлагаю подумать над вопросом: «Как избежать использования агрессии в жизни или «Что делать, если понимаешь, что готов совершить агрессивный поступок

Как избавиться от насилия и жестокости в современном обществе. Предложите свой рецепт “неагрессивного мира”. Что для этого необходимо.

РИСОВАТЬ

ПИСАТЬ РАССКАЗЫ

СМЕЯТЬСЯ

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

КОЛОТИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ

ПРОСТИТЬ ОБИДУ

ЛЕПИТЬ

ЗАНЯТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

ГОВОРИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ

Упражнение 8 «Прикосновение к обиде»

На фоне расслабленной музыки участники слушают слова психолога.

Психолог: Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, учителя, друга… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то вольно или невольно обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

1. Что вы чувствовали тогда?

2. Какие были ощущения в теле?

3. Как ваше тело отзывалось на обиду?

4. Какие мысли приходили в голову?

5. Что вам хотелось сделать в тот момент?

6. Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Упражнение 9 Техника направленной визуализациии «Подарок обидчику»

Психолог: А сейчас расположитесь поудобнее… Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот… Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой…

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…

С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение…

Когда будете готовы — поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он — часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам трудно это сделать — вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните — вы это делаете прежде всего для себя…

Тем, кому удалось выполнить это упражнение, предлагается нарисовать символический подарок, который они вручили в своем воображении человеку на сцене.

Рисунки не интерпретируются, они являются в данном случае не диагностическим материалом, а средством коррекции. Следует стимулировать спонтанность рисования, воплощения внутренних образов, смелое экспериментирование с цветом и формой.

Упражнение 10 Список благодарности

Психолог: Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза — и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам.

Составьте список того, за что и кому вы можете быть благодарны. На это у вас 5 минут.

Упражнение 11. Рефлексия занятия:

Что нового вы узнали на занятие?

Что вам понравилось?

С какими трудностями вы столкнулись в ходе занятия?

Публикации по теме:

Выпиливание из фанеры с подростками «Лошадка-качалка»Выпиливание из фанеры с подростками «Лошадка-качалка» Тема: «Лошадка-качалка»(выпиливаем из фанеры). I.Организационный этап (2 мин.) Приветствие детей II.Подготовительный этап (10 мин.) .

Фотоотчет о проведении патриотической беседы-раздумья с подростками «О неизвестном солдате» ко Дню неизвестного солдатаФотоотчет о проведении патриотической беседы-раздумья с подростками «О неизвестном солдате» ко Дню неизвестного солдата Совместное (с библиотекой) мероприятие, посвященное Дню неизвестного солдата. 03 декабря отмечается День неизвестного солдата. Это.

Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста В данной статье рассмотрены гиперактивность детей, ее характерные признаки, проанализированы причины ее появления. Выявлена необходимость.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект занятия «Как справиться с чувством обиды» с детьми 12–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Как справиться с чувством обиды» с детьми 12–17 лет с ОВЗ Цель: учить детей приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Задачи: 1. Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные.

Консультация для родителей «Чтение с детьми истории о том, как забыть обиды: «Шаг навстречу». Сидим дома с пользойКонсультация для родителей «Чтение с детьми истории о том, как забыть обиды: «Шаг навстречу». Сидим дома с пользой Дорогие родители! Надеюсь, что ваши дети не скучают, проводят время интересно и с пользой, не забывая и о чтении. Предлагаю вам следующую.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей «Детские обиды»Консультация для родителей «Детские обиды» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами публикацией "Не обижай меня, мама!". Ведь.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Стихотворение «Мне несложно обиды забыть» с детскими иллюстрациямиСтихотворение «Мне несложно обиды забыть» с детскими иллюстрациями «МНЕ НЕСЛОЖНО ОБИДЫ ЗАБЫТЬ» Мне сегодня привиделся сон До чего удивительный он: Будто нет больше драки и ссор, Выхожу я спокойно во двор….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы с подростками «Агрессия и обиды»
Опубликовано: 16 января 2023 в 20:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы с подростками «Агрессия и обиды»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Федяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД