Люция Кузнецова
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Структура и содержание Программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи
1.5. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с общим недоразвитие речи, III уровнем речевого развития
1.6. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
II. Содержательный раздел
Публикация «Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
2.1 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие»
2.2 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
2.3 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
2.4 Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности.
2.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
3.2. Режим дня. Планирование образовательной деятельности
3.3. Особенности организации РППС
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обучения).
Программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней. А также локальными актами МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка».
При отборе содержания данной программы учитывалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи (ОНР- I уровня) с 3 до 7 лет).
Программа направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи, обеспечение коррекции недостатков в речевом, физическом и психологическом развитии.
В индивидуальной адаптированной программе содержание коррекционно-развивающего процесса представлено по образовательным областям : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей, предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы – 2 года, с 01.09.2022 по 31.05.2024 г.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи Программы подробно раскрыты в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н. В. Нищевой. – СПб. : Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр. 10-16.
Основная цель программы : создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребенка с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.
Задачи:
1. создать условия для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи в целях всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств;
2. создать условия для овладения ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что сформирует психологическую готовность в обучению в школе;
3. осуществлять необходимую коррекцию недостатков в речевом и психофизическом развитии ребенка (развитие высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий);
4. сформировать базовые основы культуры личности ребенка, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств;
5. включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Основными принципами построения программы являются :
• принцип природосообразности реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития ребенка с ОНР;
• онтогенетический принцип;
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа составлена с учетом особенностей физического, моторно-двигательного, эмоционального, интеллектуального, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.