Марьям Максутова
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать
Адаптация ребенка в детском саду
Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период переживает по разному. Ребенок входит в большой социальный мир. Большинство детей начинают плакать, а кто-то легко заходят в группу и контактируют со сверстниками, но потом дома плачут и капризничают.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Процессы адаптации охватывают три стороны: ребенка, родителей и воспитателей. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат-довольный и спокойный ребенок, посещающий детский сад.
Данная тема изучается уже более десятков лет и является актуальной в настоящее время.
Малышу не просто посещать детский сад. В их жизнь входит: четкий режим дня; отсутствие мамы и папы; необходимость слушаться незнакомого взрослого человека; контакт с незнакомыми детьми; особенности нового пространственно-предметного окружения.
Во время адаптации ребенка происходят психологические и физические изменения организма.
В этот трудный период у ребенка нарушается сон, пропадает аппетит, становится агрессивным и капризным, замыкается в себе, а также слабеет иммунитет.
Выделяют три стадии адаптации ребенка : легкая; средняя; тяжелая.
Легкая адаптация к детскому саду проходит за короткий период времени. Почти за три недели ребенок привыкает к саду, идет с удовольствием, контактирует с детьми и педагогом, активно проявляет себя в образовательной деятельности.
Средняя адаптация у ребенка затягивается почти на полтора месяца. Ребенок не охотно идет в группу, капризничает, злится, но тем не менее медленно вливается в коллектив. Такие дети обычно мало ходят, часто болеют, тяжело проходит расставание с мамой, плачут, но потом успокоившись, вливаются в игру и образовательную деятельность.
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. У таких детей отсутствует контакт с педагогом и сверстниками, сильный плач, отказ от еды, агрессивны, не участвуют в образовательной и развивающей деятельности. Такая степень адаптации встречается достаточно редко.
Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.