Елена Чурсина
Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе.
Публикация «Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий.
Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.
С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям:
Работа с детьми,
Работа с родителями,
Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сада.
В работе с детьми большую роль мы отводим созданию психологически комфортной благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.
Для выявления психологического дискомфорта у ребенка в нашей группе имеется стенд «Радуга настроения», где на сказочном ярком фоне располагается много ромашек с фотографиями наших детей. Рядом расположены две коробочки с магнитами в виде смайликов : улыбающихся и грустных. Каждое утро ребенок помещает рядом со своей фотографией смайлик, соответствующий его настроению и педагог уже может наглядно определить ребенка, с которым ему нужно поработать индивидуально, выяснить причины грусти и поддержать в данной ситуации. Как правило, в течении дня дети меняют смайлики с грустных на веселые. Очень хороший эффект создания положительного эмоционального настроя, снятия напряжения дают психогимнастики, которые мы проводим в начале образовательной деятельности.
Значительную роль в период адаптации играет индивидуальное общение: мы стремимся у каждого ребенка спросить -как он провел выходные или вечер накануне, отметить его одежду, даже если она проста, похвалить ребенка за любую, но «добрую» мелочь в его поведении :Сказал «Здравствуйте»незнакомому, уступил место, поделился игрушкой –это повышает значимость добрых поступков и самооценку воспитанника.
Наша группа зонирована по центрам деятельности в соответствии с ФГОС : имеется центр изодеятельности, речевого развития, двигательной активности, центр сюжетно – ролевых и развивающих игр, центр конструирования, экспериментирования, трудовой деятельности, патриотического воспитания, книги, музыкально – эстетический, математический уголок. Все центры оборудованы дидактическими играми, материалом для самостоятельной деятельности, который соответствует старшему дошкольному возрасту. Материал в центрах самый разнообразный - от советских игр (в которые дети играю т даже с большим интересом) до современных, который периодически обновляется, а также игр и пособия, сделанные своими руками. При организации самостоятельных игр мы стараемся предложить детям самые разнообразные виды игр и деятельности, занимаем их в разных центрах для исключения конфликтов. В группе предпочтение отдаем играм спокойным, малоподвижным, так как очень часто дети с нарушением речи имеют сопутствующие нарушения в виде гиперактивности, резких перепадов настроения, эмоциональной возбудимости. Обязательно привлекаем детей к работе за столами : раскрашивание, работа с трафаретами, шнуровке, вырезанию, оформлению подарков, сувениров для близких людей.
Кроме того, пребывание в логопедической группе -это обязательная коррекционная работа : различные виды гимнастик (пальчиковые, дыхательные, артикуляционные, работа над звуковой культурой речи, домашние задания – все это открывает новый мир дошкольнику, интересный и познавательный; мир, который делает его еще ближе к школе, а значит и к тому моменту «Когда я стану большим».
В своей работе мы стараемся максимально занять детей разнообразными видами деятельности - вспомним хотя бы пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». А если есть еще и продукт его стараний! Всегда приятно даже взрослому увидеть результаты своего труда, не говоря уже о маленьком человеке: даже криво написанные буквы – уже шаг к победе.
Большое значение, по моему мнению, имеет то, что наша группа смешанная, то есть вместе находятся дети 1 и 2 –го года обучения. Наглядный пример «старших» товарищей играет определенную роль в адаптации как положительную, так и отрицательную. Более взрослые дети задают тон поведения: активно дежурят по столовой, занятиям, выполняют серьезные поручения воспитателя, помогают по группе – это дает стимул проявить себя воспитанникам 1-го года в хорошем смысле, подражая более старшим детям.
Особое место в данный период занимает знакомство с родителями: как правило, родители относятся очень настороженно к новым воспитателям, часто сравнивают с предыдущими, выдвигаю определенные требования, или, напротив, ждут какого - то чуда в преображении их детей. Большое значение в обоих случаях следует уделять индивидуальным беседам, в ходе которых стоит выяснить не только особенности ребенка, но и настрой родителей. Не надо бояться даже самых плохих родителей, иногда бывает простой разговор может стать шагом к налаживанию продуктивного сотрудничества. Чаще хвалите родителей при их детях за поделку, за костюм, за прикрученную вешалку, вручайте благодарственные письма – все это вызывает у детей чувство гордости за родителей, повышает авторитет родителей в глазах не только своего ребенка, но и других детей, способствует налаживанию диалога, доверительного отношения между воспитателем и родителем.
Новый этап в жизни дошкольника – это появление учителя – логопеда.
Для успешности коррекционной работы обязательно учитель- логопед включает сюрпризные моменты в свои занятия, а также мелкие поощрения на индивидуальных занятиях. Воспитатель выступает своеобразным проводником между учитель – логопедом и родителями, поэтому воспитатель просто обязан быть грамотным в области логопедических знаний, чтобы избежать двойных толкований и помочь ребенку как можно быстрее стать обладателем правильной красивой речи. Именно обладателем такой речи, потому что только в процессе систематического труда над собой ребенок получает речь без нарушений. И в этом огромная роль принадлежит нам, воспитатели логопедических групп.