Ольга Ярославцева
Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы
Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог.
К. Д. Ушинский
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду, Опыт работы» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Малыш подрос и детское учреждение первым открывает перед ним мир социально общественной жизни, где он впервые приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Особенность возраста с 1 до 3 лет характеризуется острой зависимостью от матери, и они тяжело переживают любую разлуку с ней. Изменение привычного режима дня, новое помещение, отсутствие близких ему людей, новая пища, непохожая на домашнюю, необходимость выполнять требования чужих взрослых, незнакомые дети, всё это вызывает у ребенка стресс. На все происходящие изменения отвечают по-разному.
В это время может снижаться аппетит, иногда вплоть до полного отказа от пищи. Может проявиться невротическая рвота во время еды. Изменяется поведение: дома не отходят от матери, плачут, капризничают, нарушается сон, могут жаловаться на боли в животе. Другие дома соглашаются идти в детский сад, но затем начинают плакать, с трудом расстаются.
Я много лет работаю с детьми раннего возраста, но каждый раз меня волнует, как помочь малышу перенести стресс, облегчить его страдания во время адаптации.
Уровни адаптации ребенка к детскому саду определяют его физиологическое и психологическое здоровье.
Физиологический стресс: резкое изменение привычного режима, предъявление нового помещения, новых правил жизни и информационный (психологический) : разлука с мамой, встреча с новыми взрослыми, необходимость в одиночку справляться со своими проблемами.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно, мною был составлен план работы.
1. Создание условий в группе, отвечающим ФГОС ДО.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Использование различных адаптационных методов и приемов.
4. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Создание условий начала с изменениями оформления в приемной, группе, спальной комнате, сделав их более уютными и комфортными.
Новое оформление кабинок, с красочными картинками очень понравились детям, помогли быстро запомнить свой шкафчик, расположение полотенца, а дальнейшем и кроватку. Встречает впервые пришедших детей и родителей групповая кукла Капелька, которая является оберегом группы. Капелька помогает познакомить с помещениями группы, следит за соблюдением режимных моментов: во время еды, во время умывания, учит убирать игрушки на место, пожалеет плачущего.
Предметно - пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игры, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный уголки, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делают развивающую среду особенно привлекательной для малышей.
Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, горка, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания.
Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.
За 1-2 месяца, до поступления новеньких малышей, проводилось родительское собрание, куда были приглашены и воспитатели групп раннего возраста. Молодые мамы знакомились с уставом ДОУ, с Основной Образовательной Программой МБДОУ № 15, с помещениями учреждения.
При первом знакомстве моей целью было расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о здоровье малыша, узнать привычки, как к нему обращаются дома, какие навыки и умения сформированы, умеет ли занять себя, соблюдается ли режим в семье.
Большую помощь мне в работе оказала информация, полученная с анкет, направленных на изучение условий жизни в семье, составе семьи, образования родителей, что позволило мне в дальнейшем определить тематику бесед, консультаций.
Заметила, что родители часто сами испытывают тревогу, поэтому прежде всего, старалась успокоить взрослых, ведь дети чутко улавливают их настроение. Для этого приглашала осмотреть групповые помещения, показывала шкафчик, кроватку, игрушки, рассказывала, чем будут заниматься дети, во что играть. Обращала внимание на новые групповые информационные стенды, здесь родители могли найти любую интересующую их информацию, касающуюся режима дня, кормления, расписания НОД, советы и рекомендации специалистов, различные памятки, касающиеся адаптации, укрепления здоровья.
С каждым старалась проводить индивидуальное консультации, беседы, как вести себя, как помочь своему малышу в трудный период привыкания к детскому учреждению.
За период моей работы пришлось наблюдать, что факторами, мешающими адаптации малыша к детскому саду, являлась чрезмерная тревожность родителей, нежелание давать большую самостоятельность, когда ребенок не знает слово «нельзя», отсутствие режима, адекватного возрасту малыша.
Большое значение придаю работе над формированием культурно - гигиенических навыков и навыков самостоятельности. Ведь те дети, умеющие самостоятельно есть, раздеваться, будут чувствовать себя уверенно, что положительно скажется на их самочувствии. Напоминаю мамам, что важно, приучить малыша самостоятельно есть разнообразную пищу, уметь своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок. Приучать мыть руки при помощи взрослых, следить, чтобы дома было свое полотенце, так же как у мамы и папы. Одно из важных условий, чтобы режим дня соответствовал режиму детского учреждения и соблюдался бы в выходные дни.
В первые дни пребывания в саду, нельзя резко менять стереотип поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Советую в первые дни приводит накормленным. Если отказывается от пищи, я не заставляю его есть силой. Для облегчения привыкания предлагаю находиться маме рядом и по возможности, принимать участие в процессе кормления.
Стоит отметить, что большинство родителей прислушиваются к советам и пожеланиям.
Учитывая все особенности адаптационного периода : страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, мы совместно с родителями выработали алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад, по которому дети шаг за шагом привыкали оставаться на весь день без родителей.
1 – приход вместе с родителями только на прогулку;
2 – в группу во время свободной деятельности;
3 – остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной деятельности;
4 – завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа;
5 – остается один с завтрака до обеда;
6 – остается на сон, но сразу после сна его забирают;
7 – остается один на целый день.
Последовательность в реализации всех этапов алгоритма стала залогом успешного приспособления малыша к новым условиям жизни.
Чтобы период привыкания прошел быстрее и спокойнее, использовала различные адаптационные методы и приемы.
Часто использую метод «песочной терапии», так как большинство детей принимают летом и первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Через игры с песком легко решала такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, то есть умения общаться, как с детьми и со взрослыми.
Создаю такие игровые ситуации, чтобы малыш мог отвлечься, меньше думал о доме, больше смеялся, для этого вношу игрушки – забавы, говорю шутками, прибаутками, пою веселые песенки.
В течение дня мне все было важно: помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив. В этом мне помогал педагог - психолог, проводя такие игры как: «Листопад», «Зайка», «Мишка», «Котятки». Например, «Божья коровка», где дети с удивлением рассматривали божью коровку, определяли цвет, форму и величину игрушки.
Побуждала к общению со сверстниками, путем проведения совместных игр: «Хоровод», «Прыгай веселей», «Самолеты», «Каравай», «Зайка серенький сидит», в которых все дети выступали как равноправные участники и совершали вместе одинаковые действия.
Используя разные ситуации учила играть рядом: «Покатаем кукол на машине», «Мы едем, друзья, в далекие края», «Попроси игрушку у Маши», «Поиграем в кубик с Денисом».
Для снятия отрицательного эмоционального напряжения использовала пальчиковые игры «Моя семья», «Птичка - невеличка», «Я пеку, пеку, пеку», «Ладошки» и другие.
Большим подспорьем в разных режимных моментах является фольклор, художественная литература: «Кто у нас хороший», «Наша группа», «Ладушки, ладушки!», «Водичка, водичка».
Использовала элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.
В адаптационный период отдаю предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?», «Что в мешочке?»
Проводила игры - занятия, упражнения, направленные на развитие речи, выполнение игровых действий: «Мы встречаем гостей», «Кого как зовут», «Уложим Катю спать», «Оденем куклу на прогулку, «Чаепитие».
Особое предпочтение маленькие дети отдают сенсорным играм и упражнениям, где в непринужденной форме выполняют различные игровые действия и получают удовольствие, от достигнутого результата.
Им очень нравятся игрушки, изготовленные мной: «Веселый Петрушка», дидактическая подушка, «Черепашка», «Капелька», они привлекают детей своей новизной, яркостью. Дети подолгу, увлеченно играют с ними, накапливая сенсорный опыт, развивая внимание, память. Благодаря действиям с элементами липучек, молний, пуговиц, кнопок развиваются навыки самостоятельности.
Игры с платочками, погремушками, колокольчиками под музыкальное сопровождение помогают создать хорошее настроение, развивают речь, формируют доверительные отношения между мной и детьми.
Снять напряжение в адаптационный период помогают игры с водой: «Ловись, рыбка!». «Путешествие кораблика», «Плавание уточки». Сколько радости они доставляют детям!
Моя цель - завоевать доверие малыша, дать ему почувствовать, что его любят, понимают, и принимают таким, какой он есть. Эмоционального благополучия достигала через общение с каждым воспитанником, уважительно относясь к его чувствам и потребностям, создавая положительный эмоциональный настрой в группе. С помощью игр снижала излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию, развивала игровые навыки, стремление сопереживать, помогать и поддерживать друг друга.
Когда малыш без конца повторяет «мама придет», он на самом деле не верит в это, боится, что мама никогда не придет. Я утвердительно отвечаю, помогаю ему поверить в то, что он скоро увидит свою маму.
Для маленьких детей важна возможность приятного контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. В течение дня стараюсь обеспечить каждому пусть кратковременный, но индивидуальный контакт со мной, периодически посадить на колени, погладить по головке, ободрить.
Во время адаптационного периода учитываю все индивидуальные привычки, в том числе и вредные, не высказывая при этом неудовольствие от неадекватного поведения или отсутствия самостоятельности.
Признаком того, что период адаптации завершился, проявляется хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой.
Но, большую работу приходится проводить с родителями тех детей, которые имеют признаки дезадаптации : отказываются от еды, едят мало, проявляют вялость, капризы даже агрессивность, часто меняется настроение, начинают чаще болеть.
В этом случае советовала создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью, пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. Как можно реже ходить в гости, чтобы лишний раз не перегружать малыша впечатлениями. Убеждала в необходимости охранять нервную систему, окружить его любовью. Только при соблюдении таких условий, можно увидеть улыбку малыша в период адаптации.
Мною разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей. Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры - эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяю в своей работе.
В последнее время наметилась тенденция более легкого прохождения адаптации детьми. Степень адаптации в основном, легкая и средняя. Для этого есть определенные мотивы: создание условий развивающей предметно - пространственной среды, доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду.
Это позволяет в дальнейшем судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям сада.
Литература
1. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – В. : Учитель, 2009.
2. Севостьянова Е. О. Дружная семейка. М. : – Т. Ц. Сфера, 2006.
3. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. – М. : Т. Ц. Сфера, 2013.