- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Конспект занятия по экологии для детей старшей возрастной группы
Михайленко Наталья, воспитатель МДОУ № 329 Омск
Программное содержание:
- Расширять знания детей о неживой природе: воде, воздухе; об их свойствах и состояниях (воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, без вкуса и запаха, есть во всех предметах; вода не имеет вкуса и запаха, принимает форму сосуда, в котором находится, бывает в трех состояниях: жидком – вода, твердом – лед, газообразном – пар). Закреплять знания о круговороте воды в природе.
- Продолжать учить через использование внешних символических заместителей (в виде маленьких человечков) понимать и объяснять окружающие процессы и природные явления, их изменения.
- Учить детей понимать закономерности: связь живого и неживого в природе.
- Развивать у детей познавательные и речевые умения, познавательные интересы.
- Формировать умение решать противоречия, возникающие при деятельности человека и охране окружающей природы.
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью, побуждать действовать доступным экологическим правилам, понимать экологический светофор.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
Предварительная работа:
использование на занятиях и в играх символических заместителей (карточки с изображением схематично нарисованных человечков) для объяснения различных состояний веществ: твердое состояние – человечек с разведенными в стороны руками; жидкое состояние – человечек с руками на поясе; газообразное состояние – человечек с волнистыми руками. Беседы об ответственном отношении к окружающей природной среде. Беседы о круговороте воды в природе.
Оборудование:
емкости с водой, предметы - кусочек кирпича, земли, болт на каждого ребенка, карточки - модели жидких, твердых, газообразных веществ, веточки дерева с распустившимися листочками, соль, сахар, знаки экологического светофора, значки; акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, восковые мелки, карандаши, фломастеры, альбомные листы для рисования; карточки с изображением различных состояний людей, нарисованные схематично; значки с надписью «Юный друг природы России».
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Раздаются крики с просьбой о помощи. Заходит кот Матроскин.
Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята! Я кот Матроскин из деревни Простоквашино омской области. Вы знаете, у нас что-то непонятное в деревне происходит и я пришел к вам, чтобы вы все объяснили и помогли.
Воспитатель: Что же это такое в вашей деревне происходит? Расскажи нам, мы постараемся тебе помочь.
Кот Матроскин: В деревне, где мы живем, так хорошо было! Был лес, река. Шарик «охотился» - бегал с фоторужьем за лесными жителями; в реке водилось много разной рыбы. А дышалось как! Не передать! Но однажды как-то понаехали к нам ученые. Всё изучали что-то и сказали. Что у нас под землей есть нефть. И решили тогда строить завод , чтобы добывать эту самую нефть и перерабатывать. Вырубили тогда часть леса, чтобы заводу место было, всё перерыли, какие-то трубы в реку пустили…
И вот тут-то стали происходить какие-то чудеса. У Шарика шерсть стала клоками вылезать, у меня глаза стали хуже видеть, ломота в костях, да и голос стал хриплым, дышать стало трудно. В лесу зверей совсем не осталось, целый день ходим с шариком по лесу, но никого даже не встретим. В реке рыбы не осталось. А один раз я хотел искупаться, так вышел из реки весь черный, насилу отмылся.
Вот мы все и не поймем, что случилось? Прямо беда какая-то!
Воспитатель: Да, это действительно беда! Я, думаю. ребята. Что вы уже догадались почему это произошло.
Кот Матроскин: Объясните мне все, пожалуйста!
Воспитатель: Слушай внимательно, а чтобы тебе было понятнее, мы познакомим тебя с нашим экологическим светофором. Вот посмотри – красный цвет.
Кот Матроскин: А я знаю, что он означает: красный свет – проезда нет!
Воспитатель: Правильно, это на дорогах для транспорта и пешеходов такой светофор, а в нашем экологическом светофоре, ребята. Что означает красный свет? (красный свет – природе вред!)
Объясните с помощью светофора Матроскину какой вред нанесли природе при строительстве нефтезавода.
дети берут картинки красного света светофора и рассказывают по ним о вреде.
Кот Матроскин: Как страшно! А как природу жалко!
Воспитатель: Да, а ты знаешь, что и для людей это огромный вред. Дети, расскажите, почему? (ответы детей).
Воспитатель: Ты теперь понял, что стало причиной загрязнения воды, воздуха и всего окружающего в вашей деревне? А ведь солнце. Воздух и вода – наши лучшие друзья!
Кот Матроскин: Солнце, воздух и вода – лучшие друзья?! Какие же это друзья? Ведь они не живые?!
Воспитатель: Ну и что, а ведь без них нет жизни на Земле. Вот к примеру – воздух. Кому он нужен? А нужен он какой? (ответы детей). Мало того, что без него нет жизни никому, но он и есть везде.
Кот Матроскин: Прямо уж и везде?!
Воспитатель приглашает всех пройти к столу, на ней стоит пустая банка.
Опыт №1.
Воспитатель: Посмотрите – банка. Что в ней?
Кот Матроскин: Ничего там нет (засовывает в банку руку) – пустая.
Воспитатель: Дети, а почему Кот Матроскин не видит воздух? (он бесцветный, невидимый, без запаха и т.д.)
А сейчас я покажу вам один фокус.
(предлагает немного отойти от стола и закрыть глаза, поджигает в банке кусочек пластмассы, банку закрывает)
- Что теперь в банке? (дым, грязный воздух)
- Грязный воздух – это какой воздух?(черный, темный, с неприятным запахом, он становится видимым)
- Где и когда может быть такой воздух? (ответы детей)
- Вот, Матроскин , такой же дым от заводских труб отравляет вам воздух в деревне Простоквашино.
Далее воспитатель приглашает пройти к другим столам, на них стоят по три емкости с водой и предметы: болт, болт, кусочек кирпича, земли на каждого ребенка.
Опыт № 2
Воспитатель обращает внимание детей на предметы не столе.
- В этих предметах есть воздух? (ответы детей)
- А как можно проверить? (ответы детей)
Дети поочередно опускают предметы в емкости с водой.
- Что заметили? Что это значит? Куда пошли пузырьки и почему? (ответы детей)
- Теперь ты понял, кот Матроскин, как важен воздух?
Кот Матроскин: Понял, хоть воздух и бесцветный, невидимый, без цвета и запаха, а есть он везде-везде. Свежий воздух – наш друг, хотя он и неживой.
Воспитатель: Правильно! Вода тоже наш друг! А ты знаешь, они ведь и между собой дружат. Ребята, расскажите, как дружат вода и воздух. (дети рассказывают о круговороте воды в природе)
- А вы слышали такое выражение «живая вода» и где?
- Почему ее так называют?
- Как вы думаете, в настоящей жизни воду можно назвать живой?
-Почему? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на банку с водой, где поставлены срезанные веточки деревьев.
- Что произошло с веточками? (ответы детей)
Кот Матроскин: Как много я узнал о воде!
Воспитатель: Мы тебе расскажем о воде еще много интересного.
Приглашает всех подойти к столу.
Опыт № 3.
- Мы узнаем: имеет ли вода форму. (вода разливается по разным сосудам: банка, стакан, пипетка)
- Какую форму приняла вода в этих сосудах? Какой можно сделать вывод? (ответы детей).
Опыт № 4.
Воспитатель дает детям попробовать воду.
- Какого вкуса вода?
Предлагает двум детям добавить в воду сахар, соль и попробовать воду. (Кот тоже пробует воду)
- Что можно сказать о чистой воде? (ответы детей)
Опыт № 5.
- А сейчас определим цвет воды.
Опускает в банку с водой ложку.
- Что видно? Значит какая вода? (ответы детей)
Прополаскивает кисточку с красной краской.
- Что стало с водой(ответы детей)
- Значит чистая вода не имеет цвета.
Кот Матроскин: Вот теперь я все понял, почему в нашей реке рыба погибла. Потому что вода в ней стала грязная, пахнет нефтью, мутная. Вода в нашей реке теперь не живая, а мертвая.
Воспитатель: Ты прав, Матроскин. А ты знаешь, вода еще и волшебная, она может превращаться и в природе находиться в трех состояниях. Подскажите, ребята, в каких?
Кот Матроскин: Я понимаю: жидкая – это обыкновенная вода, твердая это как? Она же не камень.
Воспитатель: Ребята, объясните Матроскину, когда вода становится твердой, а когда газообразной. (ответы детей)
Кот Матроскин: Как вы много знаете! И как все это можно запомнить?
Воспитатель: Все очень просто. В каждом веществе живут вот такие человечки (показывает символы).
Выясняют с детьми. в каких веществах живут эти человечки. Воспитатель предлагает детям с помощью карточек с символами показать воду, лед, пар, камень, облако.
Кот Матроскин: А вы сами можете превратиться в таких человечков?
Воспитатель: Можем? (прелагает показать сок, дым. стол)
Кот Матроскин: А покажите мое любимое парное молоко в кружке.
Дети показывают твердое – кружку – стоят в кругу, взявшись за руки; внутри круга дети изображают молоко – стоят, руки на поясе; дети. изображающие пар – за кругом подвижны.
Кот Матроскин: Ух, здорово! Как с вами интересно, я так много узнал! Теперь я понял – вода тоже наш друг. И вообще в природе всё дружит: и живое и неживое! А про солнышко я сам догадался, что оно наш друг. Ведь без него ничего не растет, оно обогревает нашу Землю, да я и сам люблю на солнышке погреться!
Вот уж действительно: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Воспитатель: Про солнце тоже можно узнать много интересного, но про него мы поговорим в другой раз и тебя приглашаем еще к нам в гости. Но ты понял самое главное: что природу нужно беречь, тогда и будешь здоровым.
В нашем детском саду дети любят природу, берегут ее, посмотри, какая у нас есть красивая солнечная полянка. Ребята, давайте сядем на полянке и нарисуем ее для Матроскина на память о нашей встрече. Подойдите к столу и выберите материалы для рисования. (дети подходят к столу и выбирают все необходимое для рисования, затем садятся за столы и рисуют).
Воспитатель: Посмотри, Матроскин, какие замечательные полянки для тебя нарисовали дети.
Кот Матроскин: Вот это да?! Большое спасибо вам, ребята. Я обязательно покажу ваши рисунки всем жителям деревни Простоквашино.
Воспитатель: Ребята. а теперь давайте повторим, что нужно. Чтобы не болеть, быть всегда здоровыми. Дети перечисляют:
- дышать свежим воздухом;
- пить чистую воду;
- заниматься спортом.
Дети приглашают кота Матроскина выполнить с ними ритмическую гимнастику.
Кот Матроскин: (плача) Что же теперь делать нам в Прстоквашино? Ведь мы можем погибнуть.
Воспитатель: Еще не все потеряно. Надо всем нам подумать, что же можно сделать?
Кот Матроскин: А я догадался: надо убрать у нас завод.
Воспитатель: Но если убрать завод, тогда люди не смогут добывать и перерабатывать нефть. Ребята, а нефть нужна нашему городу? (ответы детей)
- Что же тогда можно сделать, чтобы и завод оставить и природу не губить? (ответы детей);
- А чтобы ты не забыл, нам опять поможет наш экологический светофор, его зеленый свет. Что означает зеленый свет? (ответы детей)
- Свет зеленый – как красиво!
- Природа скажет всем «спасибо»!
Кот Матроскин: и вам всем спасибо, вы мне очень помогли.
Воспитатель: Мы рады, что тебе помогли. И вот за это всем нашим детям вручаются вот такие значки (показывает) На них написано: «Юный друг природы России.» (воспитатель вместе с котом Матроскиным прикрепляют значки к одежде детей)
Воспитатель: Юные, потому что мы еще только учимся познавать природу, беречь ее.
- Ребята, а друг природы – это кто, кого им можно назвать? Каким он должен быть? (ответы детей)
- А почему друг природы России? (ответы детей)
Значок прикрепляется и коту Матроскину.
Кот Матроскин спешит в деревню рассказать, что нужно сделать, чтобы спасти деревню Простоквашино!, прощается со всеми.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами сегодня вместе сделали доброе дело – помогли коту Матроскину и жителям деревни Простоквашино Омской области.
Очень хочется узнать. Каждый из вас постарался и какое у вас настроение, подойдите к столику и выберите соответствующее выражение лица. Покажите мне и нашим гостям.
Прощаются. Занятие окончено
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста