- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.
Тема: «Приключения в городе математических загадок.»
Программное содержание:
- Продолжать учить оперировать новой счетной единицей – десятком.
- Добиваться осознанного освоения принципа образования, называния и записи двузначных чисел.
- Продолжать упражнять согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным.
- Продолжать подводить к тому, что измерение с помощью условной мерки, можно использовать для решения самых различных проблемных ситуаций.
- Продолжать учить умению пользоваться составной мерой..
- Развивать логическое мышление.
- Побуждать детей выражать свои мысли распространенными предложениями.
- Учить сотрудничать, согласованно работать, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Демонстрационный материал: Два телефонных аппарата; 5 карточек из картона разной геометрической формы, на которых написаны двузначные числа; деревянный брусок, столовая ложка, чашка, кусок веревки;
Раздаточный материал: 4 рулона обоев одинаковой ширины, но разной длины, деревянные бруски разной длины, простые карандаши, карточки с цифрами от 0 до 3, фишки или мелкие игрушки; две одинаковые непрозрачные банки с мукой, ложки разной емкости, две глубокие тарелки, фишки или мелкие игрушки; две непрозрачных бутылки с водой, подкрашенной белой краской, чашки разной емкости, тазики для воды, фишки или мелкие игрушки; три коробки разного размера, кусок веревки.
Предварительная работа:
- Знакомство с новой счетной единицей – десятком. Показ принципа образования, называния и записи двузначных чисел. Д/и: «Число, как тебя зовут?», «Кто знает, пусть дальше считает», «Назови соседей», «Назови число», «Задумай число». Придумывание загадок про числа.
- Обучение измерять с помощью условной меры длины протяженных величин, объем жидких и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно представленные множества.
- Игровая ситуация: приготовление завтрака для кукол.
- Проблемные ситуации: подготовка к ремонту кукольной комнаты; войдет ли елка в комнату.
- Чтение рассказа Григория Остера «38 попугаев и четверть слоненка».
- Д/и «А в попугаях-то я гораздо длиннее». Чтение сказки «Необыкновенные приключения в городе математических загадок» из книги Ерофеевой «Математика для дошкольников».
- Знакомство с составной мерой.
Конспект занятия:
- Ребята, напомните, какое сегодня число. (25 января.)
- Сколько в числе 25 десятков и единиц сверх полных десятков? (Два десятка и пять единиц.)
- Где записываются десятки? (Вторыми справа).
Записываю на доске мелом два десятка.
- Где записываются единицы? (Первыми справа.)
Записываю на доске мелом пять единиц.
- Послушайте, что я вам сейчас прочитаю.
Читаю отрывок из сказки «Необыкновенные приключения в городе математических загадок».
- Отрывок из какой сказки я прочитала? Согласны снова побывать в городе математических загадок, но на этот раз без Павлика и Юли? Беру модель часов.
- Как только на этих часах будет половина одиннадцатого, мы окажемся на улице Двоек, в доме, где они живут. Кто может поставить часовую и минутную стрелки так, чтобы часы показывали половину одиннадцатого?
- Итак, мы в городе математических загадок. Не только улица Двоек представляет грустное зрелище, но и сам дом, где живут Двойки. Что это? Двойки оторвали номера с дверей всех квартир! Почему они это сделали? Да, чтоб никто не захотел жить в этом доме, ведь как грустно быть одному в свой день рождения, а не веселиться с друзьями. Друзья не придут, они не знают полного адреса.
- Как же сделать так, чтобы жители города снова захотели поселиться в этом доме, а друзья без труда бы могли найти их квартиру? Правильно, надо заказать новые номера для квартир. Но, это сделать не так-то просто, потому что в городе математических загадок нужно не просто назвать число, которое должно стать номером , а загадать про него загадку. Павлика-то с Юлей нет сегодня в городе, кто же поможет жителям заказать новые номера? (Мы поможем)
- А вы справитесь с таким сложным заданием? (Да)
На столе разложены карточки разной геометрической формы, на обратной стороне которых двузначные числа. Ребенок берет карточку, смотрит на число, но не показывает его другим детям и говорит в телефонную трубку: «Номером должно быть число, в котором десятков столько же, сколько и единиц, а именно: 5.»
- «Квартира с таким номером какая по счету?» (Пятьдесят пятая.)
Ребенок продолжает заказ, говоря: «Табличку для номера нужно изготовить треугольной формы.» Заказываем еще четыре номера.
- Номера для квартир заказали. Думаю, теперь найдутся желающие поселиться в этом доме. Но, не тут-то было! Двойки, оказывается, не только оторвали номера, но испортили все обои в квартирах: изрисовали, оборвали. Захотели бы вы в таких неуютных квартирах жить? А как исправить положение? (Надо оклеить обоями стены.)
- В городе есть бригада строителей, которая оклеит обоями стены квартир. Только нужно выбрать рулоны, которые подойдут для оклеивания одной комнаты, двух комнат, трех комнат, и те, которые не подойдут.
- Вот эта мерка – брусок показывает, сколько обоев необходимо на одну стену. В комнате 4 стены. Кто сможет решить эту сложную задачу?
Восемь человек уходят к столам решать эту задачу. В это время звонит телефон.
- Опять Двойки напроказничали! Строители приготовили муку, чтобы сварить две порции клейстера. В каждой банке было по 10 вот таких полных ложек муки. Двойки пересыпали муку из одной банки в другую и теперь не ясно, сколько в каждой банке муки? Нужно не только узнать, сколько муки стало в каждой банке, но и сделать так, чтобы в каждой банке было опять по 10 вот таких полных ложек. Кто сможет решить эту сложную задачу?
Четыре человека уходят к столам решать эту задачу.
- Ну, вот, через некоторое время эти квартиры станут неузнаваемыми: номера на дверях новые, обои чистые, рисунок так и играет на солнце.
- А вы знаете, о чем я сейчас подумала: «Давайте всем детям, которые будут жить в этом доме, подарим телевизор, чтобы они могли смотреть свои любимые передачи. Чтобы телевизор не повредился при перевозке, его нужно упаковать в коробку. Вот у меня три коробки. Какая из них подойдет для перевозки телевизора? Не знаю. Но могу сказать, что телевизор кубической формы, одна сторона которого вот такого размера. Показываю кусочек веревки. Кто поможет справиться с этой трудной задачей?
Двое детей уходят решать эту задачу.
Когда подошел последний человек из тех, кто решал задачи, обращаюсь к детям:
- Вижу, что все уже справились с поставленными задачами. Не думали Двойки, что это вам удастся. Давайте пригласим строителя , расскажем и покажем ему, какими материалами работать.
По очереди выслушиваем ответы детей на поставленные вопросы.
Подхожу к батарее и трогаю ее рукой.
- Ну, вы подумайте, никак не успокоятся Двойки. Решили отопление отключить. Думают, вот вас заморозят, и не сможете вы больше ни одной задачи решить. Не получится у них ничего. Вставайте, будем греться. Включаю музыку.
Дети занимаются ритмической гимнастикой.
По окончанию комплекса на середину группы ставлю стол, на котором лежат условные мерки, закрытые салфеткой.
- Что лежит на столе? (Разные предметы)
- Чем отличаются эти предметы? (Формой, цветом, величиной, материалом, из которого сделаны, свойствами материалов, из которых сделаны.)
- Какие разные все эти предметы! И все-таки есть в них что-то общее, ведь не случайно же именно эти предметы я собрала здесь на столе. Что же общего у всех этих предметов? (Все эти предметы сегодня были условными мерками.)
- Какое время показывают эти часы? (одиннадцать часов). Это значит, что закончились наши необыкновенные приключения в городе математических загадок. Вы так меня сегодня порадовали! Были выдержанными, сумели создать деловую обстановку, доказали, что умеете быть внимательными, умеете слушать, думать, приходить на помощь в трудную минуту, выражать свои мысли так, чтобы вас понимали. Вот поэтому вам столько сегодня удалось сделать и добиться успеха.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста