МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в старшей группе. «Добрые избы»

Программное содержание:

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе, ее основных частях. Познакомить детей с новыми колыбельными песнями, дать возможность детям исполнить знакомые колыбельные песни. Развивать эмоциональную сферу ребенка. Воспитывать добрые отношения к маленьким детям, своему дому, уважительные отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Материал:

макет русской деревни, колыбель с куклой, картуз, сарафан и головной платок для взрослого, колокольчик деревянный, клубок шерстяных ниток, скамеечки для детей, стульчик для воспитателя.

Словарная работа: деревня, улица, колыбель, зыбка, колокольчик – погремок, оберег, работящие, терпимо, заботливо, родимый.


Ход занятия:

Хозяйка, в русском народном костюме, встречает гостей – детей.

- Здравствуйте гости дорогие, вы откуда ко мне пожаловали, где живете поживаете? ( Дети отвечают, что они живут в городе Нижневартовске).

- Так вы жители городские, а я деревенская. Живу в деревне. Проходите ко мне, погостите в моей деревеньке.

Дети садятся в круг на ковре, вокруг макета деревни.

- Посмотрите и скажите, почему место, где я живу, называется «деревня», все дома в деревне – деревянные, такие дома называются – избами. В избе все сделано из дерева – и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда, и даже игрушки.

Русский человек рождался в избе, всю жизнь жил в ней. Дом называли родным, родимым и любили как родного человека. А вы любите свой дом? Как вы заботитесь о своем доме? Как он называется? (квартира).

- Вот посмотрите на мою деревню, избы стоят рядышком как сестрички.

Как вы думаете, у дома лицо есть? Правильно, та часть избы, которая имела большие окна, называлась лицом дома. А дорогу, которая проходила у «лица» дома называли « улица». Дом смотрел на мир глазами – окнами, и называли их ласково «оконца». Поэтому когда мама вас отпускает гулять на улицу, это значит гулять надо у «лица» дома, то есть где? Правильно – под окнами.

- Давайте зайдем в избу (дети заходят в «избу», садятся на скамейку).

-  Ребятки, доченька моя сегодня капризничает. Как мне ее успокоить? ( Дети предлагают разные варианты, мы останавливаемся на предложении поиграть с ней).

- Но сначала скажите. Как надо обращаться с маленькими детьми? Правильно, терпимо, заботливо, ласково, нежно.

- Давайте поиграем с ней, потешим ее. Дети и хозяйка играют в игру » К Маше на блины».см приложение

Вот и поиграли, а доченька моя все капризничает, может спать хочет? Как ее спать уложить? Правильно, надо спеть колыбельную песню. Кто хочет попробовать спеть? Садитесь у колыбели, покачивайте ее в такт словам осторожно, плавно. Ребеночек должен успокоиться и уснуть.

Что ваша мамочка делает вечером, когда укладывает вас спать? Правильно, поет колыбельную песенку, гладит вас по голове, включает ночничок, читает добрую сказку. А у меня над дочкиной колыбелью висит деревянный колокольчик – погремок. Это оберег от плохих снов. Вот я сейчас погремлю в него, и дочка будет спать крепко и сладко. Попробуйте, и вы погремите тихонько в колокольчик. Вот и заснула моя доченька. Давайте пойдем на улицу, погуляем да в игры поиграем.

Дети «выходят» на ковер играть.

Воспитатель показывает детям клубочек ниток и предлагает закрутить свой клубок. Игра называется « Я по горенке шла». см приложение

Дальше воспитатель предлагает поиграть  в игру »Сидит Яша». см приложение

- Ой, ребята, солнышко садится, вам пора домой собираться. Что запомнилось вам, что понравилось, чему научились? Приходите в гости ко мне еще, я вам много нового расскажу. Возьмите с собой в дорогу слова: до свидания, доброго вам здоровья, всего хорошего, до новых встреч.


 

Приложение

Игра «Я по горке шла».

Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится воспитатель, ему отводится роль столба. Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг столба и поют:

Я по горенке шла, клубок ниток нашла.

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок боле, боле, боле.

Нитка доле, доле, доле.

Нитка дольше всех, перевертов шесть.

 

Когда стоящего столбом все обовьют, последний игрок начинает двигаться в обратном направлении, говорятся те же слова и клубок разматывается.

Игра « Сидит Яша»

Дети стоят в кругу. Выбирают считалкой водящего. Это будет Яша. Надевают ему на голову картуз, натягивают на глаза. Дети идут по кругу и говорят такие слова:

Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом,

Грызет, грызет Яша, орешки каленые,

Ядра золоченые.

Чок, чок, чок, чок, вставай, Яшенька, дружок.

Где твоя невеста, как она одета,

как ее зовут, и от куда привезут?

 

На последних словах хоровод детей останавливается, и ведущий вытянув руки вперед, дотрагивается до любого ребенка. Выбрав ребенка, ведущий на ощупь одежды угадывает кто перед ним – мальчик или девочка, как его или ее зовут. Если угадал – ведущим становится угаданный.


Пальчиковая гимнастика « В гости к Маше на блины»

1. Стала Маша гостей созывать

( хлопки руками, как будто печем пироги)

И Иван приди, и Степан приди,

и Андрей приди, и Матвей приди

А Митрошечка, моя крошечка - ну, пожалуйста.

 

( на имена детей гладим указательным пальцем правой руки все пальчики левой, начиная с большого пальца).

2. Стала Маша гостей угощать, (нажимаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой)

И Ивану блин, и Степану блин,

и Андрею блин, и Матвею блин.

А Митрошечке, моей крошечке, мятный пряничек. (а мизинчик нежно и ласково поглаживаем)

 

3. Стала Маша гостей провожать, (загибаем каждый пальчик левой руки при помощи правой)

Прощевай Иван, прощевай Степан,

Прощевай Андрей, прощевай Матвей,

А Митрошечка, моя крошечка,

ну, побудь со мной еще немножечко. (а мизинчик поглаживаем)

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД