Лариса Анатольевна Балабанова
Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми
Воспитатель: Балабанова Л. А.
Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству»
В психолого-педагогической литературе под сотрудничеством понимается форма взаимодействия индивидов, возникающая в какой-либо деятельности, при которой участники осознают общую цель, планируют процесс ее достижения, распределяют функции между собой с учетом возможностей партнера, осуществляют взаимоконтроль, несут коллективную ответственность за полученный результат. Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между участниками деятельности.
Публикация «Методический материал „Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству“» размещена в разделах
Рассматривая стили взаимодействия на основе таких показателей, как ориентация участника на собственные интересы, с одной стороны, и на интересы партнера – с другой, авторы исследований предлагают следующую классификацию:
1. Сотрудничество. Принимая решение, участники учитывают интересы партнера наравне с собственными, и стремятся гармонически сочетать их.
2. Соперничество. Принимая решение, участники ориентируются на удовлетворение личных интересов, не заботясь о партнерах.
3. Компромисс. Принимая решение, участники в равной степени учитывают собственные интересы и интересы партнеров, но, не находя возможности их гармонически сочетать, согласны жертвовать частью своих стремлений в ответ на равноценную жертву со стороны коллег.
4. Приспособление. Принимая решение, участники ориентируются на интересы своих партнеров, готовы способствовать их удовлетворению, принося в жертву собственные желания.
5. Избегание. Не видя возможности реализовать собственные интересы, участники самоустраняются от работы, игнорируя при этом и стремления партнеров.
Анализ показывает, что только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Как показывают исследования, потребность в общении возникает у ребенка на третьем году жизни в результате предметно-манипулятивных игр и действий с предметами. Во взаимодействии детей младшего дошкольного возраста возникает эмоциональная общность «ребенок-ребенок». Именно в данном возрасте ребенок осваивает основные виды предметной деятельности, проявляет потребность в обособлении от взрослого, интерес к сверстникам. Детское взаимодействие в этом возрасте связано с умением детей распределять игрушки, соблюдением определенных правил по отношению друг к другу.
Дети среднего дошкольного возраста проявляют внимание к деятельности сверстников, вступают в контакты с ними на основе личных симпатий, проявляют стремление контролировать действия партнера, способны проявлять некоторую выдержку, ожидая своей очереди для совершения действий.
Дети старшего дошкольного возраста способны к общему планированию операций деятельности, распределению материала, действия, ролей, проявляют взаимоконтроль. При выборе партнера руководствуются не только личными симпатиями, но и деловыми качествами сверстника.
Детям старшего дошкольного возраста доступны и создание общей композиции, и совместное составление сложных моделей. Приобретенный опыт дает им возможность с помощью сверстников решать новые задачи. Старшие дошкольники сотрудничают не только в продуктивных видах деятельности, но и на занятиях по развитию речи (продолжают рассказ, начатый товарищем, находя логическое продолжение сказанному, в познавательной деятельности, экспериментировании. У детей проявляется деловое лидерство; они способны сами разрешить конфликтную ситуацию, не обращаясь за помощью к воспитателю.
Через работу в микрогруппах уменьшается дистанция между детьми. Дети находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята команда.
Численность детей в группе, по мнению исследователей, может колебаться от трех до восьми человек. Дети младшего дошкольного возраста лучше работают в паре или втроем. Работа в парах позволяет детям концентрироваться на личности партнера, учат приспосабливаться к нему на чувственно-эмоциональном уровне, уступать друг другу. Но в паре более авторитарному ребенку легче подавить напарника.
Работа в малых группах способствуют освоению справедливых процедур, общепринятых норм взаимодействия; реализации стремления ребят к совместному поиску; позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, - активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой.
Старшие дошкольники могут работать более многочисленными группами (4 – 6 человек). Они приобретают достаточный опыт взаимодействия для того, чтобы уметь с помощью группы сверстников решать новые задачи, приобретая новые знания.
Условия для развития сотрудничества у детей дошкольного возраста
В педагогической литературе указывается на необходимость ряда условий для развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста :
1. Обучение в деятельности. Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
2. Предоставление возможной самостоятельности в деятельности. Детям должна оказываться только необходимая помощь, во всех возможных случаях им предоставлена самостоятельность.
3. Обеспечение позитивного опыта деятельности. Мало обеспечить детям опыт взаимодействия, важно, чтобы он оказался положительным. Только тогда окрепнет их мотивация взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.
4. Личностно-ориентированный стиль взаимодействия, общения педагога.
5. Приоритетное внимание педагога к отношениям между детьми, которые складываются между детьми по ходу работы.
6. Привлекательность содержания деятельности: содержание работы должно интересовать детей, а результат должен быть востребованным. (Все вместе)
7. Организация деятельности детей таким образом, чтобы в ее процессе возникала необходимость выполнять действия сообща, согласованно, (договариваться об общем деле, распределять материалы и действия, оказывать помощь друг другу в достижении общего результата).
8. Постепенное введение компонентов сотрудничества в разные виды деятельности, усложнение заданий, требующих введения более тесных контактов и согласования действий.
9. Наличие специально организованного пространства взаимодействия.
10. Освоение ребенком позиции субъекта специфических детских видов деятельности: игровой, продуктивной, познавательной.
Задания, направленные на обучение детей взаимодействию и сотрудничеству, должны отвечать следующим требованиям:
1. Результат дружной и согласованной работы группы должен быть ощутимо лучшим, чем мог бы получить каждый из участников в одиночку. Для этого целесообразно использовать задания, для которых нужен большой объем работы; требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом; требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
Способы объединения детей на основе предлагаемой им деятельности
Способы придания деятельности коллективного характера во многом зависят от задач занятия, формы преподнесения заданий, от постановки задач обучения как общих для всей группы. Возможны следующие способы объединения детей на основе предлагаемой им деятельности:
1. Объединение результатов работы всех детей в общий итог.
Дети выполняют индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют единое целое. Например: поезд, составленный из вагончиков, улица, построенная из домов, букет, собранный из цветов, выполненных в технике «оригами» и т. д.
2. Совместно-индивидуальная деятельность (название предложено Л. И. Уманским)
Цель предъявляется как общая для группы, а процесс выполнения задания является индивидуальным. При этом перед каждым ребенком ставится задача качественного выполнения задания, "чтобы не подвести группу, иначе общий результат будет недостаточным, чья-либо ошибка отразится на конечном результате". Все результаты объединяются. Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместных действий по объединению личных результатов в одно целое. На втором этапе дети могут согласовывать свои действия, договариваться о размещении, дополнении композиции. Такие задания просты в применении, обучение сотрудничеству идет параллельно с выполнением образовательных задач без дополнительных затрат времени.
3. Совместно-последовательная деятельность.
Группа детей получает задание создать общее произведение, выполняя работу пошагово, в порядке очередности. Выполнение общей задачи требует пооперационного деления между партнерами, либо ее решение происходит путем постепенного подключения результата работы каждого участника в общий контекст ("по цепочке").
Выполняя такое задание, дети учатся принимать тот факт, что другие участники вносят свой вклад в реализацию замысла, и замысел от этого может претерпеть значительные изменения.
В процессе работы дети усваивают некоторые правила коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения). Результатом деятельности будет также эмоциональный опыт взаимодействия, чувство принадлежности к группе, возможность убедиться в привлекательности результата такого совместного творчества.
Глубина взаимодействия при выполнении заданий второго и третьего типа больше, чем в первом случае. В заданиях первого типа вклад всех участников качественно одинаков: каждый – по домику, по цветку и т. п. А при последовательной деятельности продукт труда одного ребенка может принципиально изменить направление работы группы.
4. Совместно-взаимодействующая деятельность (или создание совместных композиций – все вместе)
Цель занятия ставится так же, как общая, но все задание представляет собой несколько отдельных заданий, каждое из которых выполняется небольшой подгруппой детей. Внутри этих подгрупп дети распределяют между собой работу, выполняя каждый свою часть. Результаты объединяются в общий итог. Выполняя задания этого типа, дети учатся обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности; принимать тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам.
Подобные задания относительно просты, поскольку ребенок имеет неприкосновенные для других «зоны личного влияния» - содержательная часть его работы, которая защищена четко сформулированным правилом. Объем работы достаточно велик, чтобы каждый участник мог удовлетворить свои амбиции и помощь партнеров была ему не в тягость, а в радость.
5. Конструирование из модулей
На первом этапе ребенок изготавливает по установленному образцу определенное количество одинаковых модулей – кирпичиков будущей поделки. Далее все модули объединяются в общий банк. Группа получает схему или образцы поделок, которые могут быть сконструированы из заготовленных модулей.
В заданиях первого – третьего типов индивидуальные продукты, получаемые на первом этапе работы, имеют свое лицо, которое сохраняют при объединении в композицию. Модули же исходно не имеют индивидуальных черт, а при объединении уже невозможно определить их авторов. Найти способ сложения элементов в единое целое – основное содержание работы.
Каждая группа организует творческую работу по объединению модулей в целое по своему усмотрению. При этом одни дети могут оказаться лидерами и организаторами процесса, а другие становятся исполнителями чужих распоряжений.
Выполняя задания этого типа, дети учатся осваивать навыки руководства-подчинения, попробовать себя в роли организатора, исполнителя или обособленного члена группы. В одиночку ребенку трудно заготовить нужное количество модулей, однообразный труд наскучивает. Таким образом, дети убеждаются в эффективности коллективной деятельности, что способствует формированию у них мотивации сотрудничества.
Стиль общения педагога с детьми в процессе проведения занятий в режиме сотрудничества
Педагоги-исследователи (Буре Р. С., Маврина И., Крайнова Т., Таджибаева, Е. Шулешко и др.) считают, что особое значение при проведении занятий в режиме сотрудничества имеет стиль общения педагога с детьми. Умение педагога вводить то или иное правило доверительно и ненавязчиво, проявляя при этом чуткость, уважение к ребенку, понимание его состояния, позволяет установить на занятии положительно-эмоциональную обстановку, вызвать у дошкольников желание следовать его советам. Такой стиль общения обеспечивает эмоциональную поддержку детям, поддерживает интерес к учению, проявление настойчивости, особенно при столкновении с трудностями.
Хорошо воздействует на детей и предвосхищающая положительная оценка, умение педагога восхищаться ребенком в процессе выполнения какого-либо задания, подать своевременный совет к продолжению работы, эмоционально поддержать ребенка, у которого не все получается, выразить уверенность в его возможностях. Вызывает интерес к занятиям и умение педагога представить задание в интересной форме, зовущей к творчеству.
Содержание и формы организации
детской деятельности на занятии
Структура занятия представляет собой организационную (ориентировочную) часть, основную и заключительную части.
В организационной части необходимо помочь детям объединиться в пары или небольшие группы для совместной деятельности.
Объединяемся в группы таким образом, чтобы процедура выбора участников не заставила никого из детей почувствовать себя обиженным или ущемленным. Дети дошкольного возраста неуверенно себя чувствуют, когда в незнакомой ситуации оказываются перед необходимостью выбора, часто объединяются на основе дружеских взаимоотношений, что не всегда целесообразно для общей работы; к тому же в группе бывают дети, которых могут не выбрать. Эффективным средством в данном случае являются игры: «Найди свою группу», «Найди пару». Например, на столе или ковре раскладываются картинки, содержание которых соответствует учебной задаче (виды транспорта, животные и др.). Детям предлагается взять по одной картинке, затем объединиться в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее. Подобные игры сначала проигрываются вне занятий, чтобы дети научились играть по правилу и отстаивать свою точку зрения относительно принадлежности к группе.
В основной части реализуются образовательные и воспитательные задачи занятия.
Заключительная часть занятия посвящается обсуждению общей деятельности. Каждый участник делится своими впечатлениями от хода и результатов работы: что понравилось, что не понравилось и почему. Детей старшего возраста постепенно обучают правилам обсуждения : все дети говорят по очереди, запрещается перебивать говорящего, нельзя обсуждать или оценивать мнение другого, каждый высказывает свое мнение о выполненной работе. На первых порах при необходимости задают уточняющие вопросы: Какую часть работы сделал ты? Понравилась ли тебе эта работа? Нравится ли тебе, то, что у вас получилось? Что можно было бы сделать лучше? Что ты хотел бы изменить или чем дополнить работу? Если дети работали в подгруппах, обсуждение проводят с каждой группой детей отдельно. Во время подобных обсуждений выясняются причины всех удовольствий и неудовольствий. Например, кто-то жалуется, что партнер занял много места, и он почти не смог участвовать в общей работе. Нужно поинтересоваться, просил ли он товарищей подвинуться, что ему ответили, что он сделал потом; спросить соседа: действительно ли к нему обращались, что он ответил и почему. Такие беседы учат детей, как поступать в тех или иных случаях, учат анализировать свои действия. Опыт показывает, что в дальнейшем дети сами начинают использовать обсуждение, как по завершении работы, так и при планировании.
Чтобы научить детей речевому этикету, вежливым формам выражения своего мнения и активному выслушиванию ответов всех участников беседы, используются игровые приемы, например, проводим игру «Волшебная палочка».
Говорящему вручается «волшебная палочка», дети выслушивают ответ товарища и выражают свое согласие с ним аплодисментами, несогласие – топаньем. Игра проводится не только на занятии, но и в течение дня в удобных для этого случаях.
Для формирования у детей навыков разрешения конфликтов социально приемлемыми способами, используется метод справедливых процедур:
• деление поровну, (каждый берет себе равное количество материалов для коллективной работы и пр.). Сталкиваясь с ограничениями, дети быстро находят выход, договариваясь).
• Использование жребия, считалок, если возникает спор по поводу выполнения того или иного действия, распределения материала;
• Очередность, основаниями для которой могут служить любые случайные признаки: порядок дней рождения, цвет волос, рост и т. д. У детей появляется уверенность в отсутствии преимуществ у любого члена группы.
• Взаимность. Обмен материалами, игрушками не всегда бывает справедливым и добровольным. Иногда дети завышают ценность своего вклада и занижают вклад партнера. Воспитатель должен вмешаться и оценить реальную лепту сторон: «Ты дал ему один кубик, а теперь требуешь, чтобы он выполнял все твои распоряжения. Это несправедливо, Никто не захочет работать с тобой, если ты будешь так поступать». При этом не надо торопиться высказывать свой взгляд на большую или меньшую справедливость каких-то условий. Пусть дети пробуют решить проблему самостоятельно.
После занятия каждая пара или группа убирают свое рабочее место, выполняя правило: «Дружно поработали – дружно убираем».
Технологическая карта организации сотрудничества у детей дошкольного возраста
Возраст детей Задачи Виды деятельности, формы организации Показатели развития
Младший 3-4 года Способствовать овладению способами установления контакта с партнером,
Обучить способам распределения материалов и средств совместной деятельности Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка.
Форма организации – совместно-индивидуальная, Работа в парах Ориентируется на совместное достижение цели
Договаривается с партнером о предстоящей деятельности
Договариваясь о распределении материала, заявляет о своем желании, не всегда выясняя мнение партнера
Действует преимущественно индивидуально
Появляется равноправное взаимодействие
Использует в речи местоимение «мы»
4-5 лет Обучить способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.
продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование,
организация детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). совместно-последовательная, в микрогруппах по 3 – 5 человек. Приглашает сверстника к совместному действию
Озвучивает сверстнику индивидуальную цель
Принимает участие в элементарном планировании
Способен к распределению материала, действий
Ориентируется на мнение партнера: задает вопросы, дожидается согласия
Отстаивая свое мнение в спорной ситуации, часто конфликтует
Побуждает партнера к деятельности
5-6 лет Обучить способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий,
Способствовать овладению детьми правилами ведения спора, социально приемлемыми способами выхода из конфликтных ситуаций;
Учить планированию деятельности; Развивать контроль, самоконтроль, самооценку
Воспитывать чувство ответственности за коллективный результат. Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр.
Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человек. Принимает коллективную цель, формулирует и озвучивает взрослому или сверстнику индивидуальную цель
Объединяется со сверстником по
- симпатии, случайному выбору (на основе предметов, внешних признаков, считалки, игровых приемов,
Способен договориться со сверстником о совместной деятельности.
Включается в совместное со взрослым планирование целостного процесса,
Распределяет материал, действия, роли
Владеет некоторыми способами разрешения конфликтных ситуаций: считалка, убеждение, просьба, уговоры, уступки
В деятельности ориентируется на образец, собственный замысел, действия сверстника
При затруднении обращается к сверстнику, реже – к взрослому
Пытается работать в общем темпе и ритме
Контролирует действия партнера
Замечает ценность совместной деятельности
6-7 лет Создавать условия для самостоятельного использования способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности.
Все виды совместной образовательной деятельности, в том числе при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.
Принимает или самостоятельно выдвигает коллективную и групповую цели, формулирует и озвучивает взрослому или сверстнику индивидуальную цель
Объединяется со сверстником по
- симпатии, случайному выбору, деловым качествам
Способен договориться со сверстником о совместной деятельности (убедить, уговорить и пр.)
Включается в совместное со взрослым планирование целостного процесса, планирует 2 - 3 действия
Распределяет материал, действия, роли
Взаимодействует со сверстником в условиях принятой роли (лидера, исполнителя, контролера)
Распределяя функции, интересуется мнением партнера
Владеет способами разрешения конфликтных ситуаций.
Стремится к самостоятельному разрешению конфликтов
В деятельности ориентируется на действия сверстника
Контролирует действия партнера
Устанавливает связь между качеством деятельности, быстротой выполнения и совместными с партнером действиями