Анастасия Лопатина
Консультация для педагога-психолога «Психодинамическая теория детского развития З. Фрейда»
▼ Скачать + Заказать документы
. Психодинамическая теория детского развития З. Фрейда.
Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты, а точнее - общую биологическую энергию - либидо (влечение, желание по латински).
Эта энергия направлена на:
- продолжение рода (сексуальное влечение)
- разрушение (агрессивное влечение).
Публикация «Консультация для педагога-психолога „Психодинамическая теория детского развития З, Фрейда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:
1) ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
2) эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет, резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
На второй (от 1,5 до 3 лет, «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет, происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Защитные механизмы являются целостными свойствами личности:
вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания);
проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи);
замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему);
реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения);
сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).
У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть, с одной стороны, система сексуальных и агрессивных мотивов, и, с другой стороны, защитных механизмов - а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.