Ирина Ефремова
Конспект занятия «Звуковые символы»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.
Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.
Звуковые символы : звук 'А'
Звуковые символы : звук 'У' Звуковые символы : звук 'О'
Темочки:
Звуковые символы : звук 'И'
Звуковые символы : звук 'Э' Звуковые символы : звук 'Ы'
Звуковые символы : твердый согласный
Звуковые символы : мягкий согласный
Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
>>> смотреть про звуки и буквы в «шпаргалке для родителей»
Ход занятия:
покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку.)
После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:
поймай звук
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
внимательный малыш
Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
хорист
Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу, «у-а» (плачет ребенок, «и-а» (кричит ослик, «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
кто первый
эхо
Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].
Как уже говорилось выше, обучение дошкольника чтению должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».